Малое Предприятие В Кризис: Что Делать В Первую Очередь?
Сегодня все поголовно говорят о кризисе. Телевидение и печатные издания пестрят советами, прогнозами, консультациями на эту актуальную тему. Информации море, но как в ней разобраться?
Если попробовать вникнуть глубже, мало, что становится понятно. Макроэкономические прогнозы не помогают найти выход для своего малого предприятия. Мало помогают советы типа: «снижайте расходы» или «находите действенные фишки в рекламе», так как особой конкретики в них нет. Где же взять подробные инструкции к действию в период кризиса? Что нужно сделать на данном этапе именно Вам, и сделать это прямо сейчас?
Попытка удержать или снизить свою маржу (Вашу прибыль), как правило, отрицательно сказывается на Вашем бизнесе. Что же делать? Хранить не пользующийся сейчас спросом товар на складе, так как продавать невыгодно? А где взять деньги для оборота фирмы? Любой товар, который лежит на складе – упущенная прибыль. Совет такой: закупили товар до кризиса, но теперь этот товар никому не нужен по выгодной для вас цене, тогда освобождайте резервы для новых покупок. Это правильно лишь в том случае, если Вы действительно можете пустить полученные средства в оборот для получения прибылью. Иначе, если срок годности товара позволяет пролежать несколько лет на складе, то пусть лежит до лучших времен. Попытка удержать или снизить маржу - отрицательно сказывается на бизнесе.
Составьте список функций каждого сотрудника в Вашем организации. Это можно поручить самим сотрудникам. Затем внимательно проверьте эти списки. От каких функций вы можете отказаться? Внимательно посмотрите на список обязанностей, которые выполняют все ваши сотрудники, начиная от уборщицы и заканчивая коммерческим директором. Где есть пересечение функций, какие операции выполняются по два раза? Обязательно составьте план – от каких функций можно отказаться при падении выручки на 20%, на 30%, на 50%, на 90%? Сколько сотрудников вам необходимо, чтобы справиться с таким объемом работ? И сколько сотрудников вы можете себе позволить при таком обороте? Как перераспределяться их функции.
Особое внимание уделите постоянным издержкам. Их постоянство – только в условном названии. Проверьте, какую площадь занимает ваш офис? Для комфортного расположения сотрудников достаточно 6 м2 на человека. Съездите на склад. Нельзя ли освободить часть помещения? Проведите переговоры с арендодателем. Они еще пытаются держать цены, но понимают, что падение не за горами. Для жестких переговоров применяйте жесткие меры. Вам действительно необходим именно этот офис или вы можете переехать в другой? Может быть, сменить склад? Переменными могут стать и другие расходы. Например, можно ввести новую оплату труда. 50% зарплаты гарантировано, 50% - премия в зависимости от выручки. Это и стимулирует коллектив на более активную работу, и позволит предприятию уменьшить точку безубыточности и повысить устойчивость.