Рекомендации малым предпринимателям для участия в государственном заказе
Участие в государственном заказе требует от предприятия как минимум следующего: желания работать с органами государственного управления (к сожалению, государственная власть далеко не всегда является надежным партнером); наличия информации о проводимых государственных закупках (информация об открытых конкурсах публикация в общераспространенных и специализированных изданиях); знания и понимания действующего законодательства в области государственного заказа; знания правил и процедур размещения государственного заказа (процедур проведения конкурсов).
Также нужно понимать, что участие в государственном заказе требует от предприятия усилий и действий в долгосрочной перспективе, выработке соответствующей стратегии. Эпизодическое участие в государственных закупках редко приносит успех.
Первый вопрос, который необходимо решить при реализации стратегии участия в государственном заказе, это подготовка собственных специалистов или поиск и найм грамотных и опытных консультантов.
Необходимо регулярно изучать общедоступные источники (печатные издания, Интернет), в которых можно получить информацию о проводимых конкурсах. Также необходимо отслеживать ситуацию на рынке, знать средний рыночный уровень цен, обычные условия поставки и предоставления дополнительных услуг. Обязательно следует знать своих конкурентов и представлять стратегию их работы на рынке в общем и стратегию участия в конкурсах в частности.
При получении информации о проведении конкурсов на размещение заказа следует немедленно найти первоисточник информации (объявление в газете, информация в Интернете) и тщательно его изучить.
Далее нужно незамедлительно (это очень важно!!!) обратиться к организатору конкурса и получить конкурсную документацию.
Конкурсная документация — это самый главный документ, определяющий порядок проведения конкурса. Поэтому ему следует уделить самое пристальное внимание. Первое, на что следует обратить внимание, это на перечень поставляемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и требования к ним. Именно на этом этапе становится понято, сможете ли вы выполнить этот заказ.
Далее следует изучить требования к квалификации (опыту работы), которые предъявляются организатором конкурса. В большинстве случаев если поставщик не удовлетворяет этим требованиям, его предложение не рассматривается и получить государственный заказ он не может.
После этого следует определить перечень документов, которые требует организатор конкурса в составе предложения (конкурсной заявки). Здесь могут потребоваться копии устава, бухгалтерских балансов за несколько лет, справки из налоговой инспекции, другие документы. На сбор этих документов уходит много времени, их непредставление или ошибки в этих документах могут служить основанием для отклонения конкурсной заявки.
Один из самых сложных вопросов для небольших российских поставщиков — это банковская гарантия. Как правило, организаторы конкурса в качестве гарантий серьезности намерений поставщика требуют от него предоставления банковской гарантии на сумму до 3 % от предполагаемой цены государственного контракта (определяемой организатором конкурса на этапе планирования исходя из среднерыночных цен). Получение этой гарантии обычно связано с серьезными затратами времени и средств. Если гарантии нет, в большинстве случаев конкурсная заявка отклоняется.
Следует очень ответственно отнестись к формированию коммерческого предложения, в частности определения цены. Нужно помнить о том, что конкурс приводит к увеличению конкуренции между поставщиками, поэтому цены и другие важные условия контрактов обычно бывают ниже среднерыночных (считается, что правильно проведенные конкурсы позволяют снизить цену на 5—15 %). Важно помнить, что после подачи конкурсной заявки у поставщика нет никаких возможностей по изменению своей цены и других условий конкурсной заявки.
Ответственный момент — подача конкурсных заявок. Условия конкурса обычно подразумевают, что предложения поставщиков (конкурсные заявки) должны быть представлены организатору конкурса до истечения определенного срока. Опоздание (независимо от причин!!!) даже на несколько минут может являться основанием для отклонения конкурсной заявки без ее рассмотрения.
После получения конкурсных заявок организатор конкурса обеспечивает их вскрытие и оглашение основных показателей каждой конкурсной заявки (наименование и адрес поставщика, цена заявки поставщика, другие коммерческие и технические условия). Эта процедура — публичная, на ней могут присутствовать представители поставщиков. И очень важно, чтобы представитель вашего предприятия также присутствовал на этой процедуре и вел записи по предложениям других поставщиков.
Этап оценки и сопоставления конкурсных заявок обычно закрыт для поставщиков: поставщики не могут участвовать в этом процессе или оказывать давление на его ход. Тем не менее о результатах этого процесса они могут узнать, направив письменный запрос организатору конкурса.
Если вам по результатам конкурса присудили государственный контракт, будьте готовы к ведению переговоров, уточняющих его условия. Помните, что организатор конкурса не может требовать (и даже просить!) от вас изменения первоначально установленных цен и прочих условий.
Если же ваша заявка была отклонена, но уверены (или знаете) о нарушениях в ходе процедуры конкурса или уверены в предвзятом отношении к вам, вы можете обжаловать действия организатора конкурса.