Франчайзинг в кино и кинобизнесе. «Сумерки. Сага. Новолуние.»
Вопросы и ответы: Журнал Popstar! Основатель и
главный редактор Мэтью Реттенмунд Кассовые сборы фильма киностудии
Summit Entertainment «Сумерки. Сага. Новолуние.» за прошедший уикенд не
стали полной неожиданностью для Голливуда – фильм обещал быть успешным
– но статистика впечатляет: Фильм стал третьей лучшей национальной
премьерой в истории (уступив только «Темному рыцарю» и «Человеку-пауку
3»); доход от продажи билетов в Северной Америке составил около 140,7
млн. долларов, удвоив кассовые сборы первой части картины (под коротким
названием «Сумерки»); фильм побил все рекорды по сумме сборов в первый
день проката (принеся в пятницу приблизительно 72,7 млн. долларов
против 67,2 млн. долларов, собранных «Темным Рыцарем», несмотря на то,
что у последнего было преимущество по количеству кинотеатров для
премьеры – на 342 кинотеатра больше). Результаты франчайзинга «Сумерек»
еще поразительнее: во всем мире было продано 70 миллионов экземпляров
книг Стефании Майер из молодежной серии «Сумерки» о вампирах, по
мотивам которых были сняты эти фильмы. Первый фильм «Сумерки» (премьера
которого состоялась в ноябре 2008) заработал 385 млн. долларов на
международном прокате и более 167 млн. долларов на продаже DVD (около
трех миллионов дисков распроданы в один день после выхода в продажу
весной).
Мировая статистика не дает точных данных по
лицензионному бизнесу «Сумерек», но все указывает на то, что доходы от
продажи товаров с символикой фильма (одежда, украшения, настольные
игры, куклы, грим, и т.д.) будут заоблачными, а издание the Times of
London (the Times) оценило доход от продажи лицензий в 166 млн.
долларов в одной только Великобритании.
Вместе с
картиной-продолжением «Eclipse» («Затмение»), премьера которой
состоится летом, франчайзинг одних только фильмов из этой серии может
принести миллиард долларов.
Чтобы понять феномен «Сумерек» и
демографические предпосылки, повлиявшие на него, я обратился к
профессиональному обозревателю молодежного рынка развлечений –
человеку, который и сам зарабатывает на современной вампиромании. Для
последнего выпуска Dumenco's Media People – продолжающейся серии
интервью с медиа-звездами – я беседовал с Мэтью Реттенмундом,
учредителем и главным редактором журнала Popstar! (восклицательный знак
является частью названия, но для удобства я впредь буду его опускать).
Этот независимый нью-йоркский глянцевый журнал входит в число ведущих
развлекательных изданий – лидеров молодежного рынка (наряду с брендами
J-14 и M издательского гиганта Bauer Publishing), первооткрывателем
которого стал в 50-ые годы журнал 16 magazine. Popstar, познакомивший
мир с такими звездами как Майли Сайрус, Jonas Brothers и Зак Эфрон,
впервые запечатлев их на обложке, имеет читательскую аудиторию 1,9
миллионов человек, по результатам исследования молодежного
издательского рынка, предоставленного компанией MRI в 2009 г. (2009 MRI
Teenmark Audience study).
Симон Дюменко: В прошлый раз мы
говорили о молодежном культурном феномене «High School Musical»
(«Классный мюзикл»). Я помню, вы говорили, что Зак Эфрон столь же
хорош, как Леонардо ДиКаприо в «Титанике». А как вы оцениваете Роберта
Пэттинсона и Тэйлора Лаутнера в роли героев «Сумерек» Эдварда и
Джейкоба?
Мэтью Реттенмунд: В какой-то мере Роба Пэттинсона и
Тейлора Лаутнера можно сравнить с Заком Эфроном, у них много общего – в
настоящее время они так же популярны, как и фильм с их участием. Так
же, как и Заку, им откроются перспективы, которые будут приближаться
…или исчезать. Я думаю, что у обоих прекрасный потенциал. В настоящее
время Роб и Тэйлор крупнейшие звезды на молодежном рынке развлечений.
Дюменко: Это сравнимо с битломанией, особенно в отношении Пэттинсона. Это пугает. Ему можно посочувствовать.
Реттенмунд:
Богатые, красивые, известные люди не вызывают у меня жалости, если они
довольны своим положением и не стараются его изменить. Он не выглядит
человеком, который перетягивает одеяло на себя, и, все же, он
согласился сниматься во всех сериях фильма, зная, что продолжение,
возможно, будет хуже. Я думаю, что у него все будет хорошо. К счастью
для него, он уже не ребенок [Пэттинсону 23 года] и, надеюсь, сможет
справиться с этим безумием вокруг него.
Дюменко: Знаете, на
прошлой неделе я ходил на спектакль. И, так как пришел рано, у меня
было время зайти в сток по соседству. Там распродавалось все, связанное
с «High School Musical». Интересно наблюдать, как быстро меняется
публика. Подростки, взрослые, все.
Реттенмунд: Сейчас для
«Сумерек» большую роль играет франчайзинг. Звездам необходимо, чтобы
достигнутая с его помощью популярность фильма перешла на них, и они
могли шагнуть с ней к новым и разным ролям. Товары-франшизы не могут
меняться так же легко, как актеры, поэтому доживают свой короткий век в
уцененном магазине. Однако, есть большая вероятность, что такая
литературная серия как «Сумерки», подобно «Гарри Поттеру» пройдет
испытание временем.
Дюменко: «Сумерки» были на руку Popstar. Вы выпустили «Сумеречный» номер.
Реттенмунд:
Да, сейчас в продаже выпуск под названием «Movie Mania: Unofficial New
Moon Confidential» (Киномания. Конфиденциально. Новолуние.) В нем много
фактов из жизни и фотографий актеров «Новолуния», даже тех из них, у
кого была всего одна или две реплики в фильме.
Дюменко: Много ли журналов Popstar продается в киосках?
Реттенмунд: более 90%.
Дюменко:
Более 90%? Замечательный бизнес! [в год выходит 12 номеров журнала по
цене 3,99 доллара.] Ваши читатели платят вам больше, чем взрослые
тратят на, скажем, The New Yorker.
И все же, я хотел спросить
вас о месте современной вампиромании в истории культуры. Я имею в виду
вашу книгу о поп культуре 80-х годов. Я помню, в ней тоже было много
«фактов и фотографий». Вы мастер по «фактам и фотографиям»! [смеется]
Книга называлась «Totally Awesome '80s» («Ужасающие 80-ые»).
Реттенмунд: Да, мне следовало бы запатентовать эту фразу.
Дюменко: Вы предложили эту тему до того как началось повальное увлечение 80-ми с подачи музыкального телеканала VH1.
Реттенмунд: Предложил в 1996 г.
Дюменко:
Я спрашиваю, потому что одним из культовых фильмов 80-х был фильм про
вампиров «The Lost Boys» («Пропащие ребята»). Мне кажется, что у
«Сумерек» более триумфальное шествие, чем у «The Lost Boys» в свое
время, верно? Или это просто средства массовой информации сегодня
действуют быстрее и громче?
Реттенмунд: «The Lost Boys» был
успешным фильмом – 22 года назад он собрал более 3 млн. долларов. Но он
не тянет на культурный феномен. "Сумерки" больше сравнимы с «Гарри
Поттером». Я думаю, что «The Lost Boys» не претендуют на
универсальность, к которой стремятся «Сумерки». В нем нет такого
количества культовых моментов. Это был просто классный, смешной,
изобретательный фильм в своем жанре, в то время как «Сумерки» – это
история любви. Он больше похож на «Титаник», фильм со смыслом,
фильм-идея.
Дюменко: «Титаник», несомненно, был ярким переломным
моментом, когда поп-культура подростков и взрослых слилась воедино. С
тех пор подростковая поп-культура все больше переплетается со взрослой
поп-культурой. Скажем, Лиз Лемон упоминает о Заке Эфроне в шоу «30
Rock» («Студия 30»), и все в предвкушении продолжения.
Реттенмунд:
Удивительно и необычно, как подростковая поп-культура воспринимается
взрослыми. Многие взрослые не стыдятся признаться, что любят «Сумерки»
и неравнодушны к 17-летнему Тэйлору Лаутнеру.
Дюменко: И Роберт
Пэттинсон, и Тэйлор Лаутнер, и Кристен Стюарт [Белла в «Сумерках»,
попавшая в любовный треугольник с Эдвардом (Пэттинсон) и Джэйкобом
(Лаутнер)] смотрят с обложек еженедельников о жизни звезд. А Лаутнер,
говорят, снялся для обложки Rolling Stone.
Реттенмунд: Вы знаете
выражение: «Пока я старею, они продолжают молодеть?» То же можно
сказать о нашем обществе, и конечно, о глянцевой журналистике,
предназначенной для взрослых.
Дюменко: Напомните, когда был основан Popstar?
Реттенмунд: В 1998г. Я думаю, что теперь, когда нам 11 лет, и о нас напишут на страницах Us Weekly! [смеется]
Дюменко:
Вы предполагали, что произойдет такое омоложение взрослой поп-культуры?
И еще: могли ли Вы предположить 11 лет назад, что вашими конкурентами
будут US Weekly и Star et al? Я имею в виду, что девочки, которые
покупают Popstar, возможно, покупают и People, когда на обложке Роберт
Пэттинсон и «ЕГО БУРНАЯ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ» – и даже Vanity Fair, потому что
он украшает обложку декабрьского номера. И People, и Us Weekly,
выпустили специальные дополнения к своим журналам, посвященные
«Сумеркам», которые распространяются через киоски.
Реттенмунд:
Думают войти на молодежный развлекательный рынок, чтобы увеличить
продажи журналов! Это неправильно. Печально, но, как следствие, звездам
приходится выбирать: «Хочу ли я быть на обложке Vanity Fair или сняться
для Popstar?»
Дюменко: Когда вы осознали, что «Сумерки» будут грандиозным проектом?
Реттенмунд:
Трудно было предвидеть, что у фильма будет продолжение. Popstar
предложили встретиться с «Сумерками», и мы сомневались – это было
действительно нечто более радикальное и чувственное по сравнению с тем,
что до сих пор появлялось на страницах нашего журнала. Но кто-то из
наших постоянных журналистов заметил, что весь актерский состав, в
большинстве своем неизвестные актеры, занимали очень высокие позиции в
поисковике Yahoo, и мы не стали упускать шанс. На той встрече мы были
единственным молодежным развлекательным журналом. Мы провели
ознакомительную работу в течение нескольких месяцев, до того как вышел
фильм, и к моменту его появления на экранах, мы были уверены, что это
будет грандиозно. Придя к такому выводу, нас уже ничуть не удивили
кассовые сборы. Истории любви никогда не выходят из моды.
Дюменко: Кем еще интересуется сейчас ваша аудитория?
Реттенмунд:
Следующим кумиром будет Джастин Бибер. Ему 15 лет, выглядит он еще
моложе, ему пока далеко до популярности «Сумерек». Но он – сенсация
YouTube, и история его популярности, которой он достиг самостоятельно,
очень убедительна. Он забавный, поет и танцует, выпускает музыку
совместно с Ашером, в общем, у него замечательные возможности.
Дюменко:
Да, я читал о нем – удивительная история появления звезды на YouTube.
Вообще, это мама разместила видеоматериалы с его песнями на YouTube, и
у него быстро нашлось множество поклонников. Он откуда-то из Канады,
верно? Потом миллионы посетителей YouTube просмотрели его видео, он
заключил контракт с Ашером, и, говорят, Джастин Тимберлейк собирался
записать с ним альбом. [К вашему сведению: В пятницу, спустя несколько
часов, как было проведено это интервью, полиция Лонг-Айленда запретила
Джастину Биберу появляться в одном из супермаркетов, после того как
3000 фанатов устроили массовые беспорядки; в результате был арестован
администратор звукозаписывающей компании Island Def Jam Records,
которого власти обвинили в неспособности навести порядок.
Видеоматериалы на эту тему можно посмотреть здесь.] Подводя итоги, спрошу: Jonas Brothers, все еще популярны?
Реттенмунд:
Да, Jonas Brothers – все еще большие звезды, но спустя три года их все
реже можно увидеть в молодежных журналах. Ник запускает свой сольный
проект: Ник Джонас и Administration. Мы думаем, это будет успешный
проект.
Другая звезда первой величины – Тэйлор Свифт. [К вашему
сведению: Свифт обошла Майкла Джексона в номинации «Артист года» на шоу
American Music Awards Sunday night.] Ее любят за то, что она красивая,
милая, но с характером – вспомни ее вечное стремление «вставить
шпильку» своему бывшему парню – Джо Джонасу – и, конечно, за
удивительную музыку и трудовую этику. Как это часто бывает с известными
молодыми девушками, очень помогает наличие интересных популярных
друзей, даже порой мифических. Ничто так не приносит популярность,
помимо профессиональной деятельности, как обсуждение интересных событий
их жизни.
Дюменко: Сколько лет Тэйлор Свифт?
Реттенмунд: 13 декабря ей исполнится 20 лет.
Дюменко:
Вы хорошо осведомлены! [смеется]. Говорят, она помолвлена с Тэйлором
Лаутнером, так? «Тэйлор в квадрате», как пишут таблоиды.
Реттенмунд:
Тэйлор Свифт призналась, что помолвлена с Тэйлором Лаутнером во время
шоу «Saturday Night Live», но не склонна больше обсуждать эту тему. У
нее был успешный опыт работы в «SNL». Сейчас у звездных подростков
гораздо больше обязанностей, чем было у их популярных сверстников в
прошлом. В прошлом не могло быть и речи о том, чтобы юная звезда вела
«SNL». Сейчас отношение к подросткам в отрасли, как ко взрослым. Для
журнала Popstar они все-таки дети – наши статьи исключительно позитивны.
Дюменко:
Грустно становится, как подумаешь о юных звездах – порой еще
несовершеннолетние – а от них зависит успех миллиардных проектов.
Большая ответственность!
Реттенмунд: Было бы здорово, если бы
журналы о звездной жизни для взрослых не высмеивали детей за то, как
они выглядят на красной дорожке и если бы блоги для взрослых не писали
так много нудных вещей про звездных детей. Только потому, что они
известны и выглядят, как взрослые, они не перестают быть детьми,
которым бывает страшно. Думаю, что слава оказывает на нас такое
действие, и мы забываем, что они тоже люди. И становится вдвойне
грустно от того, что объектом насмешек становятся дети.
Дюменко:
Да, это отвратительно. Как вы думаете, бизнес по производству звезд
стал более грязным за те 11 лет, что вы издаете Popstar?
Реттенмунд:
О, да! Когда Popstar начинал свою деятельность, мы считались кристально
чистыми, потому что не печатали статьи о сексе, какие встретишь в
изданиях для взрослых, или в одном из последних номеров YM. Сейчас нас
считают кристально чистыми, потому что мы не набрасываемся на наших
героев с грязной критикой, как почти любой блог.
Дюменко: О,
господи, конечно же, Бонни Фуллер, журнал YM. Многие забыли, что она
была редактором молодежного YM в начале 90-х, и создавала Cosmo для
подростков. Она запустила новую моду на взрослые темы в журналах для
подростков, а потом задала детский тон в журналах для взрослых!
Реттенмунд: [смеется] Да, в этом смысле, она их объединила под своим началом!
Дюменко:
Да, и продолжала помогать им после появления блогов и сайтов о жизни
звезд, таких как TMZ. Но мы отвлеклись. Я хотел спросить вас еще вот о
чем. Я читал о том, что вампиромания как культурный феномен напрямую
связана с национальными неврозами, вызванными упадком экономики.
[Интересный факт: «The Lost Boys» вышел на экраны в 1987 году, когда в
«черный понедельник» фондовый рынок обрушился на 23 %]. Как часто вы
размышляете об универсальной медиа-теории или культурной теории,
определяющей успех героев журнала Popstar или фильмов?
Реттенмунд:
Я человек с аналитическим складом ума – аналитик до мозга костей – но
факты превыше всего. Героями Popstar становятся только те знаменитости,
которые интересны нашим читателям или те, кто, как нам кажется, будет
им интересен, судя по тому, что их привлекает в других звездах. В этом
смысле нас направляют наши читатели. Наши страницы в Twitter и MySpace,
а также блог на PopstarOnline.com являются их микрофоном, ну а мы
внимательно слушаем.
Дюменко: Хорошо, последний вопрос. Кого вы
видите на обложке вашего журнала пять лет спустя? Сури Круз? Ребенка
Октомамы? Balloon Boy (мальчик, улетевший на самодельном воздушном
шаре), ставшего звездой собственного сериала Никелодеон?