По официальным данным около 500 россиян уже около 15 лет ведут свой бизнес в Японии. Японское «чудо», поднявшее страну из руин, уже закончилось и последнее время страна переживает кризис, независимо от мирового кризиса, пришедшего из Америки.
Подержанные японские иномарки как бизнес (импортируем в Россию) и 1) морепродукты 2) строительный лес (наоборот, экспортируем из России в Японию) — это первое, что может прийти в голову. И пришло.
Однако эксперты предупреждают: этот рынок уже более-менее поделен и войти туда сложновато. Тем более, что рынок вылавливаемых в российских водах морепродуктов — криминален чуть более, чем полностью. Знаменитый (и уже покойный) журналист Юрий Щекочихин расстался с жизнью именно после того, как начал публиковать материалы о том, как российский бизнес зарабатывает на экспорте морепродуктов.
Русский лес продают японцам отнюдь не русские, а ... китайцы, которые проживают теперь в соответствующих регионах России вместо русских.
Японские машины... Кстати, многие считают, что возить японские машины дешевле, а значит, выгоднее, не из самой Японии, а из соседних Тайваня и Таиланда.
Продают же их русским — не русские и даже не японцы, а... пакистанцы. У них очень сплочённая диаспора, разбросанная по всему миру, они отлично знают английский язык (второй национальный — в Японии и, разумеется, в Пакистане — части бывшей Британской Империи). К тому же пакистанцы легко и с охотой овладевают и японским языком, при необходимости. Приехав работать в Японию как строительные гастарбайтеры, они тут же нашли себе более выгодную и престижную бизнес-нишу и переключились на поставки подержанных иномарок в Россию.
Кстати, машины покупаются в Японии на спецаукционах, виртуально. Как ни странно, но купленная таким образом машина выгодно отличается от той, которую можно купить прямо во Владивостоке, считают эксперты. Аукционные машины защищены от брака на 90%, а то, что Вам предложат во Владивостоке, на 70% - брак.
Кроме того, этот бизнес находится под постоянной угрозой — власти всё время пытаются протащить закон о запрете машинс правым рулём. Учитывая то, что вся восточная Россия ездит только на таких машинах, этот закон всё ещё не принят, а сумеют ли его всё-таки продавить, несмотря на всю его антисоциальность и утопичность — неизвестно. Однако,. Чтобы не ждать у моря погоды, немногочисленные российские предприниматели уже наладили себе пути отхода и занимаются поставками подержанных «японок» в страны СНГ и подальше, где этим законом не пахнет.
Получается, что «три кита» русско-японского бизнеса — лес, морепродукты и автомобили или опасны для жжизни или освоены не русскими предпринимателями, оказавшимися более успешными на этом поприще.
Есть однако ещё бизнес-ниши для российских предпринимателей в Японии. Эти бизнесы пока не пользуются спросом у россиян, однако же японцы обещают реальную поддержку, имея для этого и ресурсы и желание. Бизнес в Японии: Матрёшка в кимоно и наноподгузник
Самый спокойный и прибыльный бизнес — продавать россиянам «японскую культуру» (предметы китча и разнообразные сувениры) и высокотехнологичные японские мелочи, которыми она славится. Те же японские памперсы (признанные всеми мамами — лучшими памперсами в мире), салфетки, расчёски с пропиткой, «улучшающей микроциркуляцию» и другая продукция, близкая к парфюмерии и гигиене, пользуется в России необычайным спросом. То, что придумали японцы, в России и Европе никто не видел и не придумает ещё 200 лет, но периодически слухи доходят — и россияне мечтают пользоваться разнообразной продукцией «из мира фантастики», особенно той продукцией, которая касается здоровья. Бизнес в Японии: Бизнесоводство
Ещё в Японии можно выращивать бизнес на продажу. Этим занимаются в основном европейцы и американцы. Россиян же смущает маленький процент маржи, который в итоге предлагают им покупатели бизнеса — 7-10% против солидных 20%, которые имеет на этом деле Европа. Бизнес на продажу выращивается так: покупается никому не известнаяяпонская фирма, оптимизируется и продаётся дороже. Русские 7% (цифровое выражение этого «дороже») происходят оттого, что репутация американцев и европейцев ниже. Однако, обижаясь на такое отношение к себе и брезгуя этими семью процентами, русские бизнесмены не понимают того, что именно участие в подобных бизнес-проектах открывает доступ к банковскому кредитованию банками Японии. А без банковского кредита, выданного японцами, как ещё доказать свою лояльность и авторитет?
Деловой совет, созданный в Токио при нашем посольстве (глава совета — Алексей Гладков, его зам — Михаил Мозжечков) собирается облегчить бизнес-контакты между японцами и россиянами, причём речь идёт именно осамых мелких предпринимателях. Видимо, обе стороны заинтересованы не на шутку в том, чтобы в Японии занималось бизнесом больше, чем жалкие 500 душ наших людей.