Зачастую в процессе разработки бизнес-плана допускается ряд
характерных ошибок, которые приводят, как правило, или к некорректному
составлению всего документа или же к смещению акцентов плана. Ниже
приведены наиболее распространенные ошибки.
1. Довольно
часто составитель завышает планируемые объемы реализации товаров,
работ, услуг. Эти нереалистичные показатели сразу бросаются в глаза и
обязательно вызовут негативную реакцию у потенциальных инвесторов.
2.
Другая распространенная ошибка – это неправильный расчет цены
реализации единицы продукции. В итоге - улучшение общих показателей
проекта. Происходит это по причине неточной оценки текущего состояния
рынка, или же когда за основу принимается цена удачно реализованной в
прошлом партии товара. Иногда «ошибка» бывает спланирована
составителем, для достижения определенных целей. К примеру, получения
кредита и использования его не по назначению или даже невозврата
заемных средств. Конечно же, введение инвесторов в заблуждение может
иметь крайне неприятные последствия.
3. Иногда происходит
искусственное занижение расходов, которые связаны с выводом на рынок
новой продукции. Это может быть снижение затрат на заработную плату,
затрат на приобретение сырья и материалов и прочих. Нужно помнить, что
в ходе проверки достоверности расходов инвесторов интересуют, как
правило, «особые отношения» фирмы с контрагентами. Контроль основных
затрат компании осуществляется на основании действующих параметров. При
разработке бизнес-плана не стоит забывать о такой важной составляющей
издержек как налоговые платежи. Выплате налогов должно уделяться особое
внимание. Все нужно просчитать, ведь зачастую новоиспеченный
предприниматель сразу после получения кредита оказывается в ситуации,
когда нужно оплатить налог на добавленную стоимость. Опасность ситуации
заключается в том, что чаще всего это приводит к некоторым задержкам по
выплате кредита в условиях отсутствия необходимых оборотных средств.
4.
«Ахиллесовой пятой» многих бизнес-планов на сегодняшний день остается
отсутствие реальной оценки взаимоувязанных показателей скорости оборота
продукции и сроков возврата заемных средств. Зачастую для осуществления
кредитных выплат используется выручка от реализации товаров, работ,
услуг. Нужно всегда помнить, что, погашая в срок первый кредит,
компания более легко берет следующий. Ситуация повторяется: кредит
погашается за счет выручки. В большинстве случаев в результате
возникает ситуация, когда у компании не остается средств для погашения
кредита. В итоге кредит оплачивается за счет чистой прибыли, а это
весьма рискованно.
Нестабильный характер как экономической, так и
политической ситуации в стране довольно часто делает долгосрочное
инвестирование практически невозможным. Поэтому, при условии длительной
окупаемости того или иного бизнес-проекта (от 2 лет), будет очень
сложно получить внешнее финансирование. Помните, что банки на
сегодняшний день редко готовы рассматривать и поддерживать подобные
проекты.