Поскольку наш проект изначально
задумывался как интернет-магазин с реальной примерочной, нам пришлось
решать одновременно два вопроса: как сделать привлекательный сайт и где
обустроить шоу-рум
Узнав о том, что нам требуется интернетчик, подруга, чьи футболки
продаются у нас в магазине, повесила в «ЖЖ» объявление: «Для создания
веб-сайта ищу талантливого, адекватного, креативного и не очень дорогого
программиста». Ей тут же написали: «Такого не существует в природе».
Она спросила: «Какое слово нужно вычеркнуть?» Отвечают: «Слово
"программист”».
«Напишите все и сразу. Если вы что-то пропустите, мы этого потом
делать не будем, потому что работа оценивается именно сейчас», —
предупредили нас на первой же встрече представители конторы,
разрабатывающей сайты. Мы послушно составили подробнейшее техзадание:
целую неделю фиксировали все наши идеи и делали скриншоты сайтов,
которые нам нравятся.
Цена интернет-магазина на бесплатной основе — около 15 тыс. рублей,
но в процессе переговоров и добавления новых удобных сервисов она
выросла до 30 тыс. За эти деньги программисты готовы были создать для
сайта эффективный движок, но не дизайн — за него пришлось бы платить
дополнительно. В итоге оформление сайта мы предпочли отдать в руки
проверенного человека и заплатить ему «дружеские» 15 тыс. На круг вышло
45 тыс., что по московским меркам неплохо: некоторые претенденты на
работу с нами сразу же запрашивали 2,5–3 тыс. евро.
Программисты обещали справиться за две недели. На все наши вопросы
вроде «А можно ли сделать еще и вот так?» они неизменно отвечали:
«Вообще-то, можно, мы подумаем как». И все действительно было выполнено
в срок. Но когда нас ознакомили с результатами трудов, мы ужаснулись: от
нашего дизайна не осталось ничего! Странные шрифты, колонки
разъезжаются во все стороны, расстояния между объектами гуляют… С моей
соучредительницей Леной случилась истерика, после которой программисты
нехотя предложили ей составить список поправок.
— Ребята, какие поправки?! У вас есть техзадание — сами берите и
считайте, сколько пикселей между боксами. Или мы прекращаем
сотрудничество и денег вам не платим, — поставила ультиматум Лена.
В свое оправдание техники ныли, что основа у магазина бесплатная и
негибкая, бюджет маленький. При этом они часто употребляли любимое слово
программистов — «невозможно».
— Это классическая история, — со знанием дела заявила вторая
соучредительница, Женя. — В бытность мою в одной конторе, дизайн сайта
для которой делала студия Артемия Лебедева, я имела множество «приятных»
разговоров с программистами. Они пребывали в полной уверенности, что я —
дебилка, лезущая к ним, богам, с идиотскими претензиями. Но боги-то
знают, как сделать лучше, и они произносят это свое «невозможно», а у
тебя не хватает знаний, чтобы им противостоять.
В итоге все оказалось возможным. После сотни писем, в каждом из
которых указывалось, на сколько пикселей нужно подвинуть ту или иную
часть сайта, магазин начал обретать цивилизованный вид. Поскольку
мастерам хотелось побыстрее получить свои деньги, за месяц они исправили
основные недочеты.
Но когда сайт был более или менее доделан, мы столкнулись с проблемой
заливки контента. Для каждого товара делается своя страница с
несколькими картинками и подробным описанием. Плюс описание каждого
бренда. Плюс анонс на главной странице. Каждую фотографию надо обрезать
и, возможно, слегка подретушировать. А поскольку к тому моменту у нас
скопилось много вещей, заливка контента тянулась месяца полтора.
В итоге сайт стартовал на несколько недель позже, чем планировалось,
да и то пришлось закрыть глаза на некоторые явно недоделанные разделы.
Запустив его, мы увидели множество глюков: страницы не грузились, заказы
умножались на 15. А программисты, получив свои деньги, просто пропали —
не отвечали ни на письма, ни на звонки. Утешало лишь мнение клиентов,
далеких от всей этой кухни: они считали нас законченными
перфекционистками, утверждая, что сайт у нас простой и удобный. Кто из
нас прав, можете определить сами, зайдя на click-boutique.ru. Может, и
из вещей что понравится.
Свое место в городе
Малый предприниматель не может заниматься чем-то одним. Поэтому
параллельно с мучительными родами сайта решался вопрос с помещением для
офиса.
Возможно, вы помните, что первая версия магазина click-boutique
располагалась у Жени на дому. Однако скоро покупателей стало так много,
что они начали приходить каждый день. Хотелось избавить хозяйку
от постоянной толкотни посторонних людей у нее в спальне, которая
служила примерочной. Назрел переезд в первое «взрослое» помещение.
Вначале знакомые посоветовали нам особняк на Таганке. Он только
строился, туда хотели поместить студии, галереи и симпатичные магазины.
Мы решили, что это нам подходит: понятные соседи, дружественные цены,
крыша, на которой можно было устраивать вечеринки. Немного смущало,
правда, что в помещении совсем нет отделки — одна бетонная коробка:
стены, полы, двери, окна мы должны были придумывать сами.
Засомневавшись, мы решили изучить рынок. Выбор благодаря кризису
становится все богаче. Выяснили, что наша Таганка действительно была
самой дешевой, но хотелось подобраться к более многолюдным местам.
Десять дней мы смотрели все помещения подряд. Потом изучили
объявления на www.cian.ru и за три дня объехали все, что понравилось.
Одна из точек оказалась на Дмитровке: второй этаж, 25–30 метров, потолки
3,5 метра с лепниной. Правда, Лену расстроило, что рядом с нами будет
сидеть куча турагентств и билетных касс. Зато Жене понравилось, что это —
Дмитровка, по которой ходит много народа, имеющего прямое отношение к
моде, а рядом сплошные магазины и издательский дом Conde Nast, известный
своими модными сотрудницами.
Так мы и метались между Дмитровкой и Таганкой, пока оба помещения не
сняли другие люди. Решили: не судьба. Не будем сейчас ничего снимать,
подождем еще — не так много мы еще заработали, чтобы тысячу в месяц
отдавать за аренду.
И буквально через несколько дней Жене позвонил ее приятель,
арендовавший в Столешниковом переулке отличное помещение: «Если
интересно, приходите смотреть». Мы посмотрели, поговорили с хозяевами
и сняли комнату на первом этаже. Конечно, это была не та часть
Столешникова, где по мощенной камнем пешеходной зоне прогуливаются
завсегдатаи бутика Louis Vuitton и Denis Simachёv Bar. Но нам нравилось,
что три окна выходят на улицу, что в двух шагах от нас Тверская и все
та же Дмитровка. В конце концов, кто не рискует, тот не пьет
шампанского! Сколько бы мы здесь ни просидели, хоть полгода, — для нас и
это хорошо.