Бизнес-планы законодательством не регламентируются, поэтому
бизнес-планы очень разнятся между собой. Структура бизнес-плана зависит
от целей, для которых он составляется, то же касается и уровня
детализации бизнес-плана. Среди основных целей составления бизнес-плана
можно выделить следующие: получение кредита на развитие, получение
внешних инвестиций, оценка направления бизнеса или конкретного проекта,
планирование дальнейшей стратегии развития бизнеса. И все таки, есть
основания говорить о типовом бизнес-плане, поэтому рассмотрим подробнее
разделы и основные требования к ним, чтобы при составлении бизнес-плана
для любых целей можно было бы ориентироваться на эту структуру.
Титульная страница
бизнес-плана содержит, как правило, массу информации о том, какое
предприятие описывается в бизнес-плане, и носит информационный
характер. На титульной странице указывают название фирмы, ее
юридический и фактический адреса, телефоны, зачастую указывают
электронные координаты: емайл и адрес сайта. Обязательно указываться
суть и цели проекта, кратко, одной-двумя фразами. Титульная страница
так же содержит информацию о том, кто составил бизнес-план, в каком
подразделении какой организации он (они) работает или учится. Последней
строчкой титульной страницы является год составления бизнес-плана.
Следующая часть бизнес-плана - резюме.
Резюме содержит основные выводы, касающиеся проекта, основные
положения, раскрывает суть проекта. Эта часть бизнес-плана достаточно
важна - как правило резюме изучается в первую очередь, и на его
основании принимается решение о дальнейшей целесообразности изучения
бизнес-плана, например, инвестором. При составлении резюме стараются
понятными и доступными словами описать привлекательность и прибыльность
направления бизнеса, сферы вложения средств, выводы по направлениям
дальнейшего развития. При этом важно не переборщить с упрощениями,
чтобы не сложилось ощущение некомпетентности человека, писавшего
бизнес-план.
Следующий раздел - описание компании, для
развития которой написан бизнес-план. Здесь указывают полные реквизиты
компании, а так же реквизиты учредителей компании. Как правило, в этом
разделе дается также информация о руководстве компании, также с
реквизитами. В описании компании можно дать краткую историческую
справку о компании, отметить основные достижения, вехи развития.
Немаловажно описать место, занимаемое компанией на рынке, основные
продукты, организационную структуру компании.
Все о товаре или услуге
- этот раздел описывает товар или услугу, их востребованность на рынке,
основные конкурирующие товары или услуги. В этом разделе крайне
желательно указывать информацию о патентах, разрешениях (на оказание
услуг), и лицензиях, касающихся описываемого товара или услуги.
Маркетинговое исследование.
В этом разделе рассматривается рынок товаров или услуг, более подробно,
вплоть до реквизитов, описываются основные конкуренты, и
рассматриваются их способы продвижения товара или услуги - ценовая
политика, акции и скидки и т.д. Важно также сравнить ваш товар или
услугу с конкурирующими качественно, расписать все показатели и
показать выгоды вашего товара/услуги. Маркетинговый анализ помогает
определить свою стратегию продвижения, а так же отвечает на вопрос о
дальнейшей целесообразности работы в этом секторе рынка, возможной
прибыльности и рентабельности бизнеса.
Стратегия продвижения
формулируется в следующем разделе бизнес-плана, после того, как были
рассмотрены стратегии продвижения конкурентов, на основании
маркетингового исследования рынка. Опишите нишу рынка, основные
категории потребителей, которым интересен ваш товар или услуга,
основные методы и каналы продвижения на рынке. В стратегии продвижения
описывают также рекламные кампании, кредитную и ценовую политику,
маркетинговые затраты. Этому пункту уделите максимальное внимание -
стратегия продвижения товара или услуги очень важна и должна быть
продумана и обоснована до мелочей, это один из важнейших пунктов
бизнес-плана.
Следующий пункт разнится для производящих и торгующих компаний. Для производителей тут будет пункт "Производство",
описывающий технологию производства, основные техпроцессы,
оборудование, схема работы. Техроцесс должен быть мотивирован -
объясните, почему товар выпускается именно таким способом, а не другим.
Если для организации производства требуется переоборудование или
реконструкция, опишите строительные решения и приблизительную их
стоимость. По результатам описания техпроцесса должна получиться
итоговая себестоимость единицы товара. Если описывается торгующее или
обслуживающее предприятие, для него в этом разделе нужно описать
подробнее поставщиков, поставляемые ими товары и цены на них, склады и
затраты на складское обслуживание, торговые помещения и затраты на их
содержание. Укажите реквизиты поставщиков и дайте каждому краткую
характеристику. Если ваш вид деятельности подразумевает наличие
подрядчиков, выполните аналогичную работу и по ним.
План по персоналу
содержит потребности в рабочих и служащих для реализации бизнес-плана.
В этом разделе определяется количество и квалификация персонала, дается
краткий обзор рынка труда касательно требующихся специальностей. На
основании этого обзора делаются выводы о необходимости обучения
персонала, а так же определяется заработная плата и социальное
обеспечение персонала, методы стимуляции.
В разделе "Организационная структура и управление"
описывается количество и качественный состав подразделений, схема их
взаимодействия, более точно рассчитывается заработная плата и
социальное обеспечение. Если предприятие создается с нуля, или
реорганизуется с изменением реквизитов, то необходимо указать в этом
разделе форму собственности, реквизиты и доли акционеров, основные
принципы управления и принятия стратегических решений.
Финансовый план.
Этот раздел позволяет понять доходы и расходы предприятия, описывает,
какие средства и сроки потребуются для воплощения в жизнь бизнес плана,
и какую прибыль это воплощение будет приносить. Этот раздел должен быть
написан максимально подробно и прозрачно, так как является достаточно
ответственным в плане принятия решения о реализации бизнес-плана.
Без риска в любом деле не обойтись, поэтому следующий раздел бизнес-плана - анализ рисков.
Дайте оценку рискам на пути реализации бизнес-плана, охарактеризуйте
их, постарайтесь определить их последствия и построить стратегию защиты
от них, или минимизации урона в случае их наступления.
Последним разделом бизнес-плана являются приложения.
Сюда помещаются те документы, на которые вы по ходу составления
бизнес-плана ссылались: прайс-листы ваших конкурентов, описания товаров
и услуг, рекламная продукция конкурентов, заказанное на стороне
маркетинговое исследование рынка, полная характеристика конкурентов, и
предлагаемых ими товаров и услуг, в общем, все те документы, которые
подтверждают ваши выводы, сделанные в бизнес-плане.