Винтаж: необычный магазин в необычном формате (анализ рынка)
Вообще-то,
строго говоря, в цивилизованном мире под понятием "магазин винтажной
одежды” строго понимается место, в котором продаются платья, обувь и
аксессуары, сделанные в самых лучших домах моды (например, шанель) и
имеющие возраст не моложе 20 - 25 лет. Одежда таких фирм как Зара,
Зали, Манго или Маркс и Спенсер не может являться винтажной, даже если
ей, предположим, 50 лет и она выглядит красиво. Винтажным, к великому
сожалению, не является и самое навороченное платье Шанель из
позапрошлогодней коллекции. Оно является, увы, попросту – немодным. Вот
так-то. Отвисеться ему надо.
А
если Вашей бабушке шила платья самая лучшая московская портниха? А если
Ваш прадедушка был лучшим портным в городе сам, и у Вас сохранились его
творения? А если...
Вот это
называется "музей истории моды”, чем занимается, к примеру, известный
сейчас самой широкой публике маэстро Васильев. Но это, к сожалению, всё
равно не винтаж. Винтаж – это термин, у него есть своё
понятийно-смысловое поле, и с терминами обращаются строго.
А
где подбирают наряды посетители тематических вечеринок-дискотек, где
дресс-код обязует достать полный "прикид” то в стиле 60-х, то в стиле
70-х, то в стиле 80-х годов славного ХХ века и проблистать в этом
наряде ровно один вечер?
А в
секонд-хенде подбирают или в магазинчиках типа "бабушкин сундук”, у нас
такие называли ещё "лавка старьёвщика”. Там весь цивилизованный мир, а
точнее его ярчайшие представители – фрики, городские сумасшедшие и
творческая публика, подбирают театральный реквизит для спектаклей, для
перформансов, просто для прогулок по улицам большого города. В
лабиринтах таких развалов, блошиных рынков можно найти и траченую молью
горжетку и галстук-вырви-глаз стиляжьей эпохи музыки-на-костях. У нас,
говорите, таких секонд-хендов нет? А я здесь причём?
Идея
места, где сконцентрирована история, представленная в вещах,
иерархична, как всё человеческое общество. Одни люди ради смеха идут в
винтажный бутик за платьем от Шанель, пошитом в 1945 году и надевают
его один раз, другие ради смеха вылавливают в секонд-хэнде вельветовый
пиджак эпохи студенчесих волнений 1960 -х, да так и ходят в нём "весь
институт”.
Но кое-где
общество смято, скомкано в одно неведомое социологии понятие –
"постсоветский человек”. Отсюда и главная ошибка, которую допускают
первые ласточки отечественного тренда - "винтажный бутик”. Да, да, они
сваливают все вещи в одну кучу, и получается у них – барахолка.
А
ведь в Европе даже на барахолке можно найти настоящий винтаж – в самом
кошерном употреблении этого термина. То есть наличие подлинно винтажной
одежды ещё не сделает Ваш бутик бутиком винтажа, понимаете? Там должен
быть только винтаж – и никакой барахолки.
С
другой стороны, спрос на этот чётко таргетированный и дорогой (что
скрывать?) сегмент – сомнителен. Те, кто может себе это позволить, да у
них проблем нет съездить за нужной вещью в Лондон. Заодно и
прогуляются, может, Чичваркина в толпе встретят, автограф возьмут. Все
остальные, даже если и могут себе позволить такую трату (ради смеха и
путём отказа от летнего отпуска), просто не имеют повода
продемонстрировать в обществе свой наряд. Куда они в нём пойдут? На
новый Год к свекрам? Ха-ха-ха...
Отечественные игроки винтажного бизнеса, соответственно, делятся на две нераввные команды.
В
первую команду входят те редкие модницы, которые создают дорого
арендуемый, отдельно стоящий где-нибудь в центре города Платяной Шкаф
для себя, своих подружек и подружек своих подружек. И начинают как бы
"обмениваться” вещами, приобретёнными исключительно самостоятельно на
Западе в "правильных” бутиках. То есть имеет место банальный плагиат.
Свои-то бабушки у них, может, и были модницами, и даже в Болгарию на
курорт ездили, да вот только сумочек Шанель всё равно не носили –
советское прошлое в этом плане у всех одно – железный занавес. А если у
кого и завалялась такая сумочка, то её одной на весь бутик не хватит.
Во
вторую команду входят все остальные люди, которые имеют призвание к
образу жизни "старьёвщика”. Они открывают свои "Лавки древностей”, куда
попадает, как в сорочье гнездо, всё, что радует глаз активным
ненавистникам стиля хай-тек.
Владельцы
таких магазинов, конечно, спешат назвать себя коллекционерами
"винтажа”, да что нам с того? Однако и у таких "широко мыслящих”
скупщиков "артефактов” есть один запрет, соблюдаемый строго. Если Вы
подумываете об открытии такого магазина сами, советую Вам выучить этот
совет назубок. Вот он:
Граждане, внедряйте культурку: вешайте картины на сухую штукатурку
Никогда,
ни при каких условиях не допускайте появления в Вашем магазине так
называемой "сувенирной”, местечковой продукции местных
умельцев-художников. Все приметы "малой родины”, всё то, что продаётся
на базарных лотках или в крытых лавочках, плохо замаскированных под
магазины, и именуется страшным словом – китч. Или кич, допускаются
варианты правописания. Но суть от этого не меняется.
Вы
можете торговать мебелью, картинами, сундуками, веерами и шляпками на
одном пространстве с гордо поднятой головой. Вы даже можете
приторговывать "состаренными” новоделами, и это тоже допускается, если
об этом информировать честно клиента. Клиент любит такие вещи, так как
многие брезгуют настоящим антиквариатом, из-за "чужой энергетики” или
чего-то в этом роде.
Но торговать "фаянсовыми кисами” и "бюстами Будённого” – это означает потерять свой бизнес.
Ещё
одна идея от игроков: то, что в Европе продаётся на "блошиных рынках”,
то в России может стоять на красивых полках в магазине. А торговая
наценка может достигать и 400%. Путешествие своё окупите, это уж точно.
Европа сыта вещами, мы – нет. Особенно вещами красивыми. Эпоха изобилия у нас так и не наступила.