Услуги проката были популярны еще лет 15 назад, но ситуация изменилась и прокат стал не востребован. Но сейчас ситуация
меняется и пункты прока снова открываются и процветают. В первую очередь пользуются спросом строительные и бытовые
инструменты. Это связанно со строительным бумом в России. К примеру покупать «болгарку» ради ремонта 1 квартиры дорого,
а взять в аренду с посуточной оплатой может позволить себе каждый.
Если Вы зайдете водин из таких пунктов проката то увидите что помимо бытовых и профессиональных инструментов есть
довольно серьезное строительное оборудование: бензотехника, паркетошлифовальные машины, вибротехника.
Предлагаю Вашем вниманию краткий бизнес план открытия пункта проката инструментов.
Расчет для пункта проката, арендующего помещение в 20 кв. м в спальном районе. В штате специалистов — два человека
(мастер по ремонту и сотрудник, занимающийся выдачей и приемом инструмента). Прокат открыт в конце весны, ежедневно его
посещают шесть человек. Каждый клиент тратит в среднем 500 руб.
Определитесь, где вы будете инструмент покупать. Лучше это делать там, где можете получить реальную гарантию и скидку при
оптовой покупке.
Поиск помещения
Если в вашем офисе есть хотя бы одна свободная комната, пункт проката можно открыть в ней. Сгодится для этой цели и уголок
в уже работающем магазине. Но следует помнить, что подъезды к пункту проката обязательно должны быть удобными как на
общественном транспорте, так и на автомобилях: легковых и грузовых.
Маловероятно, что 10–15 кг, а то и 25 кг взятых
напрокат электроинструментов клиент сможет долго тащить в руках. К тому же грамотно оформленная витрина офиса,
расположенного на оживленной трассе, — хорошая бесплатная реклама прокатного пункта, что привлекает дополнительных клиентов.
Персонал
Пункт проката не предполагает большого количества сотрудников. Для
начала деятельности вполне достаточно иметь двух человек:
директора-бухгалтера и менеджера.
Подбирать
сотрудников лучше всего среди людей, которым вы склонны доверять, ведь
в «прокатном» бизнесе одним из возможных видов мошенничества
сотрудников является укрытие наличных денег, полученных от клиента за
прокат электроинструмента.
Заработная плата «прокатчиков» напрямую зависит от того, сколько инструмента побывало в аренде у клиентов.
Работать
пункт проката, как показывает опыт работающих в этой сфере
предпринимателей, должен с 9.00 до 19.00, без перерыва на обед, с одним
выходным днем в воскресенье. Однако вполне допустимо и отклонение от
графика.
Ассортимент Наибольшим спросом в пунктах проката
пользуется тяжелый строительный электроинструмент. Это отбойные
молотки, угловые шлифмашины, перфораторы, электродрели. В меньшей
степени клиентов интересуют электропилы, металлоискатели,
электрорубанки.
Ассортимент
пунктов проката можно разделить на несколько категорий:
ударно-вращательные инструменты (гайковерт, отбойный молоток,
перфоратор, дрель и др.); режущие и шлифовальные инструменты
(виброшлифовальная машина, бороздодел, углошлифовальная машина, пилы и
др.); сварочные, компрессорные и монтажные инструменты (газонокосилка,
краскораспылитель, сварочный аппарат и др.); станки и строительные
машины (виброплита, бетоносмеситель, паркетно-шлифовальная машина,
тепловая пушка и др.). Перечень весьма длительный.
На
покупке электроинструмента для пункта проката не стоит экономить.
Необходим надежный, качественный профессиональный (рассчитанный на
длительную беспрерывную работу в сравнительно тяжелых условиях)
инструмент, который не выйдет из строя в руках первого же клиента.
Дешевый инструмент может не выдержать нагрузок многократного
использования.
Нельзя
ограничиваться одним перфоратором и одним молотком. Клиент вряд ли
будет ждать, пока необходимый ему инструмент освободится. Как минимум,
в пункте проката должно быть три перфоратора различной мощности, два
электромолотка, одна электродрель, две угловые шлифмашинки, две
термовоздуходувки. Со временем клиенты сами подскажут, какой инструмент
следует еще докупить, а от какого, быть может, лучше отказаться.
Клиенты
Своих клиентов «прокатчики» условно делят на три категории.
1.
Организации — юридические лица, у которых нет или вышел из строя
собственный электроинструмент. С этими клиентами менеджеру работать
проще всего. Как правило, они конкретно знают, чего хотят. Им не нужно
подробно рассказывать о том, как нужно работать с данным инструментом,
необходимые навыки у них, как правило, имеются.
2.
Строители-частники, которые закладывают стоимость проката инструмента в
стоимость ремонтных работ. Несмотря на то, что у этой категории
клиентов предполагается наличие навыков по работе с инструментом, тем
не менее, инструктаж им необходим. Расплодившиеся ремонтные бригады не
всегда профессиональны, и по незнанию ломают инструмент.
3.
Частные лица — непрофессионалы. Это наиболее многочисленная и
«проблемная» категория клиентов. Им менеджер должен уделять больше
внимания, начиная от подробного инструктажа по пользованию инструментом
и заканчивая внимательным изучением предъявляемых документов,
удостоверяющих личность клиента.
Факторы риска
Очень часто инструмент берут неопытные люди. Следовательно, растет вероятность поломки инструмента, поражения клиента током
и других увечий.
В этом случае менеджер должен подробно инструктировать его, как правильно пользоваться инструментом.
А чтобы оградить себя от неприятностей, не помешает вывесить в пункте проката документ типа «Правила эксплуатации
электроинструмента (желательно — для каждого типа инструмента)» с разделом «Техника безопасности».
Клиент должен расписаться в том, что он получил исправный инструмент и ознакомлен с этими правилами. Формы документа, в
котором расписывается клиент, могут быть различными: заказ-обязательство, акт приема-передачи, договор аренды.
Иногда взятые напрокат инструменты не возвращают. Казалось бы, идеальный способ застраховать себя от этого — брать 100%
залога от стоимости инструмента. Однако не все клиенты располагают карманными деньгами в сумме $800–1000 (цена перфоратора),
чтобы оставлять их в залог.
Поэтому действующие пункты проката сейчас ограничиваются общей страховкой инструмента и
выяснением личности клиента. Некоторые фирмы, опасаясь, что им подсунут «липовый» паспорт, требуют с клиента предъявления
сразу нескольких документов (например, паспорт клиента, водительские права, паспорт жены). В случае возникновения конфликта
обращаются в милицию, после чего находится «забывчивый» клиент или страховая компания возмещает убытки.
Если примерно через полгода после открытия пункта проката ваши среднемесячные доходы будут ниже $1300–1500 (эта цифра
указана применительно к среднестатистической фирме), стоит задуматься о дальнейшем ведении бизнеса.
Но если, несмотря на все ваши усилия, дело не идет, никогда не поздно продать оставшийся инструмент за 30-50% его стоимости,
«толкнуть» столы и стенды, выручив таким образом примерно 25% начальной инвестиции.
В первый год работы предприниматель не может рассчитывать на то, что будет получать прибыль. Идеальный вариант — чтобы
хватило денег на зарплату, оплату аренды помещения и ремонт техники, сдаваемой в прокат. Прибыль пойдет после того, как
инструмент окупится и будет находиться в работе 15–20 дней в месяц.
Прокат электроинструмента — довольно рисковый бизнес. Здесь мало знать просто устройство инструмента. Надо быть еще и
психологом, чтобы чувствовать клиента, который готов обмануть, не вернуть инструмент или вернуть не тот, который взял в
прокат.
Направления для дальнейшего развития Многие пункты
проката строительного инструмента занимаются продажей расходных
материалов к нему (буры, шлифовальные ленты, дюбели и т. п.), избавляя
клиента от необходимости идти в магазин. На этом тоже можно
зарабатывать.
Когда окупятся вложения?
Обычно прокаты сдают инструмент в аренду на условиях посуточной оплаты. Стандартная цена проката одной единицы инструмента
на этот срок равняется 8-10% ее рыночной стоимости. Как правило, клиенты берут одну-две единицы инструмента на одни сутки.
Но юридические лица (в основном строительные бригады) могут арендовать до десятка единиц инструмента на длительные сроки
(неделя и более).
Пункты проката не берут залогов. Обязательное условие для арендаторов — иметь при себе паспорт. Документ ксерокопируют или
просто записывают данные, чтобы в случае не возврата проще было найти недобросовестного клиента.
В среднем одна единица инструмента окупает себя и начинает приносить прибыль за полгода.
Открываться лучше летом, пик спроса на аренду инструмента — с мая по октябрь. В эти месяцы новый пункт может рассчитывать
на пять-семь клиентов в день. Ближе к декабрю спрос традиционно снижается — до двух-трех арендаторов ежедневно.
Средний чек — 500-600 руб.
Через год-полтора число заключенных за один день договоров аренды в летний период может достигнуть 10-15, а их средняя
сумма — 1 тыс. руб.
|