Многие консалтинговые фирмы предлагают свои услуги по составлению бизнес-планов.
Качественно составленный план должен не только детально описывать новый
продукт или услугу и иметь расчеты финансовой состоятельности проекта,
но и детально прогнозировать возможное развитие ситуации и движение
рынков в определенном направлении. Особое внимание должно уделяться
прогнозам развития производства, расчетам предполагаемого объема сбыта
изделия или услуг. Качественно составленный бизнес-план должен
содержать прогнозы развития бизнеса на случай непредвиденных
обстоятельств, а также рекомендации на случай неблагоприятной
обстановки на рынках и в случае положительных тенденций.
Многие эксперты в качестве недостатков бизнес-планов
указывают на слабую проработку разделов, посвященных маркетинговым
исследованиям. Среди причин такого недостаточного внимания к вопросам
маркетинга, специалисты отмечают как ошибки фирм, занимающихся
разработкой бизнес-планов, так и позиция заказчиков планов. Этому
способствует и недостоверная информация, доступная в специализированных
изданиях. Часто статистические и маркетинговые исследования
осуществляются на средства определенных коммерческих структур, поэтому
достоверность данных вызывает большое сомнение. Поэтому только
высококлассные специалисты в состоянии оценить достоверность и качество
материалов, опубликованных в открытых источниках информации.
Если рассматривать бизнес-план в целом, то это документ расписывает деятельность нового предприятия
или мероприятий, направленных на выработку нового продукта или оказания
услуги. Бизнес-план не только детально описывает все производственные,
коммерческие, маркетинговые и финансовые аспекты нового проекта, но и
дает прогноз будущего для этого бизнеса. Можно сказать, что одна из
целей бизнес-планирования состоит в том, чтобы распланировать
деятельность коммерческой структуры на ближайшую и отдаленную
перспективу. План планирования бизнеса должен давать и ответы на то,
какими способами, можно достичь поставленных целей.
Стандартный бизнес-план оказывает помощь предпринимателю при решении ряда насущных проблем.
Планирование бизнеса позволяет:
-
выяснить свое место на определенном рынке товаров или услуг, а также
определить четкие действия, направленные на достижение успеха;
-
поставить перед предпринимательской структурой конкретные цели и
задачи, а также определить методы достижения поставленных целей.
-
сформировать круг должностных лиц, которые будут заниматься воплощением
бизнес-плана в жизнь, а также определить ответственных за реализацию
проекта;
- определиться с кругом потенциальных потребителей
товаров и услуг. Просчитать производственные и непроизводственные
издержки, связанные с началом нового проекта и выводом новой услуги или
изделия на потребительский рынок;
- оценить кадровый потенциал фирмы, а также слабые и сильные места, связанные с человеческим фактором;
-
определиться с перечнем рекламных и маркетинговых мероприятий, с
программами, связанными с налаживанием сбытовых каналов нового проекта
и т.п.;
- проанализировать состояние дел в финансовой сфере
предприятия, определиться с возможностями по привлечению внутреннего и
внешнего финансирования в новый проект;
- дать прогноз
экономического и финансового развития предприятия в перспективе, с
учетом как благоприятных, так и неблагоприятных тенденций на рынке.
Иногда возникает вопрос, для каких видов деятельности необходим
бизнес-план. Нужно ли бизнес-планирование для мелкого и среднего
бизнеса, или оно актуально для крупных проектов. Обобщая рекомендации
специалистов, можно сделать вывод, что бизнес-план необходим в случае
стремления получить кредиты или займы со стороны внешних инвесторов.
Необходим бизнес-план в начале создания нового предприятия, когда
велики риски, связанные с недостаточной проработкой проекта. Зачастую
составление бизнес-плана необходимо в случае работы с иностранными
партнерами. Актуально бизнес-планирование при поиске новых направлений
деятельности и в ряде других случаев.