Я не хочу писать о том, что сразу после регистрации своего дела, ты
получаешь ключи от BMW и жизнь «в шоколаде». Мне интересно поделиться с
вами своей историей, о том, как я «докатилась» до оценки… Мой путь не
всегда успешен, много ошибок, проб, экспериментов. Но я кайфую от того,
что мечты сбываются, а впереди только самое лучшее.
Теперь о главном.
Меня
зовут Ужегова Дарья. Мне 24 года. Школьные годы прошли в маленьком
городе Красноуфимск (Свердловская область). Численность населения
составляет 40 тысяч человек.
Желание работать на себя привили
родители. За что им огромное спасибо. Мама и папа у меня
предприниматели. Начинали свое дело еще в начале девяностых, когда пошло
массовое сокращение на Мебельной фабрике и Лесозаводе, где они
работали. Жили мы бедно, в бараке.
Родители открыли книжный
магазин. И с его появлением (это был мой первый класс), я заметила, что
мороженое стало появляться дома каждый день. Одно из самых ярких
впечатлений из детства: мама с «ведром» мороженного, и я могу его есть в
любых количествах.
В сознательные годы (12 – 15 лет), родители
перед школьным сезоном, позволяли нам с сестрой подзаработать на новые
джинсы и ставили палатку у магазина, где мы продавали канцелярские
товары. На честно заработанные деньги покупала себе одежду в школу.
Родители всегда говорили, что нужно обязательно закончить университет,
чтобы помочь им развивать семейное дело.
Выбор факультета в
университете не составил труда, сразу понимала, что это будет
экономический. Мечта открыть свой торговый центр не покидала меня…
Первое
высшее образование, по специальности «мировая экономика», получила в
2010 году в Уральском государственном университете имени А.М. Горького, В
студенческие годы (2007 и 2008 годы) приняла участие в программе
международного обмена с США. Работала в одной из крупных розничных
компаний. Эта работа и привела меня в оценку.
Главная цель
поездки в США - максимально изучить рынок розничной торговли, а также
мотивировать себя на открытие розничной сети в России. Но все
кардинально изменилось, когда я встретила Мэри – менеджера по работе с
персоналом. На первом серьезном интервью, перед тем как приступить к
работе, я рассказала о своих планах и намерениях максимально подробно
изучить логистику компании, маркетинг и девелопмент, чем вызвала интерес
к себе со стороны Мэри. Через месяц после работы, она предложила мне
пройти мастер-класс, который компания проводит для сотрудников раз в
полгода. На семинаре нам дали задание выбрать самое подходящее помещение
для новой торговой точки, раздали пять отчетов по оценке рыночной
стоимости торговых объектов. Так я впервые задумалась: «а не заняться ли
мне оценкой в России?».
После возвращения я стала изучать
законодательство в области оценочной деятельности. Выяснилось: чтобы
заняться желаемым бизнесом, необходимо зарегистрировать юридическое
лицо, нанять двух оценщиков в штат, которые состоят в СРО и имеют
специальное образование.
В студенческие годы, я как-то не задумывалась о барьерах, просто нарисовала себе цель, на бумаге составила план.
К
реализации плана, приступила сразу: закончила программу переподготовки
«Оценка стоимости бизнеса» в 2010 году; перебралась в столицу,
параллельно поступила в МГУ имени М.В. Ломоносова; устроилась в одну из
оценочных компаний, на должность помощника оценщика.
Проработав
оценщиком полгода, изучив рынок оценки в Москве и Московской области,
выявив барьеры и сложности в оценочном сообществе, пришла к выводу, что
рынок оценки не автоматизирован и у меня есть огромное поле для
реализации бизнес-идеи.
Для минимизации расходов и ускорения
процесса написания отчетов по оценке квартир, пришла в голову идея
разработать программу, которая будет производить расчет и отчет.
Самая
востребованная услуга – оценка рыночной стоимости жилой недвижимости
для ипотеки. Средняя стоимость отчета по оценке квартиры составляет 5
000 рублей по
Москве, срок написания - 1 рабочий день. Средняя
заработная плата оценщика – 45 000 рублей. Производительность оценщика-
1-2 отчета в день.
Два месяца ушло на то, чтобы изучить рынок
автоматизации оценочных услуг. Выяснилось, что на рынке продается одна
программа, формата Excel, которая формально не
упрощала расчет,
так как оценщику самому оставалось искать аналоги. Но главное, программа
не трансформировала данные полученного расчета в Word-файл.
Случайным
образом, попалась одна статья в Интернете «Теория и многолетняя
практика оценки рыночной стоимости недвижимости на компьютере». Автор
статьи Новиков Борис Давидович, один из первых оценщиков в России. В
статье автор описывает методику разработки и необходимость программы,
которая упрощает расчет квартир. Найти координаты автора статьи не
составила труда.
Во время первой встречи, Борис Давидович
ознакомил меня с продуктом, показал механизм работы программы на
практике. Так же намекнул, что продавать продукт на открытом рынке, у
него нет ни желания, ни сил.
14 декабря 2010 года, я
зарегистрировала ИП Ужегова Д.С. и решила заняться реализацией данного
продукта. Пока шла регистрация, мы с Борисом Давидовичем обсудили вопрос
обновления, усовершенствования программы и формы реализации на рынке.
Себестоимость написания программы составила порядка 100 000 рублей.
К
июню 2011 года программа успешно стала реализовываться на рынке. Мы
установили ее в нескольких оценочных компаниях и в коммерческих банках, в
отделах по работе с залоговым имуществом. С октября 2012 года, активно
ведутся переговоры с руководством портала provereno.ru по вопросу
внедрения программы на сайт. На стадии подписания контракта.
После
успешного старта, задумалась над тем, чтобы уйти с постоянной работы
помощника оценщика и заняться развитием оценочного бизнеса в Москве.
Организационно правовая форма Индивидуальный предприниматель, возможно и
имеет свои плюсы, но минусов для развития оценочного бизнеса в разы
больше. 9 сентября 2011 года с партнером Юлией Ермолович мы
зарегистрировали ООО «ФРЭК» (Ферст Рашн Эппрейзел Кампани). В период
регистрации компании, мы узнали про программу поддержки малого и
среднего бизнеса со стороны государства. Подали заявку в Департамент
науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. Конкурсный
отбор прошли успешно, получили субсидию в размере 500 000 рублей на
покупку основных средств. Это была хорошая помощь для стартапа.
С
первого дня работы ООО «ФРЭК» столкнулись с барьерами в оценочном
бизнесе. Чтобы получить доступ к сердцу клиента, необходимо пройти
аккредитацию в банках. Финансовые учреждения по праву дорожат своей
репутацией, и им не безразлично, какая компания будет оценивать
залоговое имущество клиента. Главное требование любого банка, для того,
чтобы оценочная компания приобрела статус «Партнера», наличие опыта на
рынке не менее 3 лет. ООО «ФРЭК» не подходило по требованиям. В
результате чего, мы стали искать иную нишу: юридические компании (оценка
для судов), нотариусы (оценка наследства), госзаказы. Ждать, пока ООО «ФРЭК» достигнет трехлетнего опыта работы на рынке оценочных услуг, не было смысла.
В
апреле 2012 года Борис Давидович Новиков предложил выкупить у него
оценочную компанию ООО «Формула Согласия», которая зарегистрирована на
рынке с 2003 года. В период с 2003 по 2007 год компания активно
развивалась и имела хорошую репутацию по работе с ипотечными клиентами.
После кризиса 2008 года, когда рынок ипотечного кредитования был
заморожен, Борис Давидович решил прекратить заниматься развитием
компании и перешел на нулевой баланс. Таким образом, с 2008 по начало
2012 года, компания не вела операционную деятельность. После
прохождения формальной процедуры покупки-продажи бизнеса, ООО «Формула
Согласия» занялась аккредитацией в банках. С сентября 2012 года получила
статус партнера Сбербанка, в области оценки залогового имущества.
В
январе 2013 года компания получит статус партнера АИЖК, Абсолют Банка и
Газпромбанка. ООО «Формула Согласия» проходит процедуру аккредитации в
вышеупомянутых банках. По формальным признакам компания подходит под
стандарты банков. Согласно, российскому законодательству, финансовые
учреждения не имеют право отказать в аккредитации. Поэтому, с
уверенностью могу сказать, что статус партнера мы получим 100%.
В
октябре 2012 года, когда компания приступила к операционной
деятельности, выручка составила 500 000 рублей. На этом мы не
останавливаемся. Планы на 2013 год глобальные. Планируем аккредитоваться
в 15 банках РФ, открыть филиал в Екатеринбурге. Так и хочется добавить
«Дальше действовать будем мы!». Сейчас в ООО «Формула
Согласия» трудятся 5 человек.
В
заключении, хочу оставить пожелание тем, кто только думает над запуском
своего проекта. Ничего не бойтесь! У вас обязательно все получится,
пусть не сразу, но «везет тому, кто везет!».
Отдельное спасибо
передаче «Бизнес-секреты», которые я смотрю с большим желанием. Она
вдохновляет меня на новые открытия! Многие советы использую в своем
деле.
… Мечта открыть свой торговый центр не покидает меня…. Я верю и знаю, что все получится!