КАК НАЧАТЬ СВОЙ БИЗНЕС: РОДСТВЕННИКИ, ДРУЗЬЯ, ЗНАКОМЫЕ
Проблема персонала – это всегда головная боль для предпринимателя.
Задача трудная - хочется найти добросовестного человека и надолго.
Добросовестного, чтобы быть уверенным за его участок работы, надолго –
чтобы не возвращаться к кадровому вопросу и новым поискам сотрудника.
Ведь поиски – это опять потеря времени в ущерб своему бизнесу.
Некоторые предприниматели еще усложняют себе задачу, хотят найти
хорошего работника надолго, но за маленькую зарплату, зачастую
неофициальную. Это не очень хорошо - нужно не только платить зарплату,
но и повышать ее с опытом сотрудника и его плодотворными результатами
работы. Если этого не делать, работник рано или поздно уйдет, если он,
конечно, не дурак.
В попытках облегчить себе задачу по подбору персонала у каждого
предпринимателя проскальзывает мысль: а почему бы не привлечь к своему
бизнесу в качестве наемных работников родственников, друзей, знакомых.
Ведь, на первый взгляд, очень выгодный вариант – люди проверенные, с
ними всегда можно договориться. В России такая позиция очень
распространена среди предпринимателей, персонал зачастую и формируется
из родственников, друзей, ну или по рекомендации тех же самых знакомых.
Многие бизнес-аналитики все-таки рекомендуют воздерживаться от подобных
приемов поиска сотрудников. Якобы нет лучше способа испортить с ними
отношения, чем взять их к себе на работу. Как конечный результат –
увольнение. Однако, не нужно быть столь категоричным и в каждом
конкретном случае лучше разбираться отдельно. Да и что касается
увольнения, эта участь постигает в большинстве своем всех работников.
По разным причинам, не все же могут работать вечно на одном и том же
месте.
Вы можете привлекать к своему бизнесу в качестве
персонала родственников, друзей, знакомых в случае, если эти люди
обладают достаточным уровнем профессионализма, ответственности и имеют
необходимые для работы навыки. Перед приемом на работу проводите с ними
собеседование, где дайте им понять, что спрашивать вы с них собираетесь
как с обычных работников без разделения на «своих» и «чужих». Это
позволит вам избежать дальнейших обид, конфликтов и т.д.
В остальных же случаях могут возникнуть следующие проблемы.
Взяв
на работу родственника (друга, знакомого) вы теряете некоторую
независимость, поскольку все-таки связаны с этими людьми помимо работы.
Родственника сложнее уволить, поскольку в этом случае отношения могут сильно испортиться.
Родственники,
друзья, знакомые, как показывает практика, меньше боятся опоздать, чаще
стараются отпроситься с работы по сравнению с остальным персоналом.
Как
следствие из предыдущих пунктов, в коллективе может возникнуть
разделение на «своих людей» - особо приближенных к вам, и «чужих» -
обычных работников, нанятых не «по блату». Т.е. возникает неравенство в
коллективе, это опять же скрытые обиды, конфликты и т. д.
Учтите,
что подобные проблемы могут распространяться, если вы принимаете на
работу родственников ваших сотрудников и семейные пары. Т.е. в случае
возникновения проблем с подобным вновь принятым сотрудником вы будете
иметь проблемы не одним сотрудником, а, получается, с двумя.
Конфликтные ситуации будут также тенью ложиться на второго человека,
который способствовал приему на работу своего родственника. Причем
хвалить то будете всегда одного, а ругать двоих.
Итак,
теперь вы можете определиться, в каких случаях можно привлекать к
своему делу родственников, друзей, знакомых. Помните, какие проблемы
могут возникнуть. Если вам кто-то из подчиненных советует принять
кого-либо на работу, отнеситесь к этому насторожено и подумайте, почему
вам дают такой совет. Возможно, просто хотят «благоустроить» своего
знакомого или же действительно советуют профессионала для пользы вашего
бизнеса.