Начало бизнеса
На основе изучения клиентов, конкуренции и рисков нужно составить детальный план действий для организации бизнеса. В него должно войти все, что необходимо для начала: площади, оборудование, обучение, регистрации и пр.
Возьмем самый распространенный пример – пошив одежды на дому. В первую очередь определимся, какое будет необходимо оборудование:
- швейная машинка;
- оверлок;
- гладильная доска;
- утюг.
Какая нужна будет машинка? Достаточно ли будет бытовой многооперационной машинки, или придется приобретать профессиональную машину? Можно ли будет пользоваться тем утюгом, который уже имеется, или нужен утюг с более сильным паром?
Надо также решить, можно ли все это оборудование разместить в квартире, не потребует ли оно трехфазного электропитания, которого в жилых домах не делают?
Аналогично нужно составить список всех работ по подключению и наладке оборудования, регистрации в качестве предпринимателя, а также регистрации в налоговой инспекции.
Соберите весь список в таблицу. Пометьте то, что уже имеется в наличии. Оцените стоимость того, что необходимо сделать, а также срок, в течение которого все это может быть сделано.
Стоимость того, что необходимо будет оплатить, составит единовременные затраты на начало бизнеса.
Имеются ли у вас эти деньги? Можете ли вы их достать? Лучше рассчитывать на собственные сбережения, а не рассчитывать на кредит, ведь вы только начинающий предприниматель, и ваш бизнес может не удаться.
Для сокращения единовременных затрат стоит еще раз проанализировать, можно ли первое время обойтись без каких-то трат, отнеся их с начала деятельности на тот период, когда бизнес уже начнет приносить плоды.
Возможно, вам просто нужно отказаться от «наполеоновских планов», и не планировать свой бизнес «на уровне мировых стандартов». Начните с небольшого объема, с простых товаров и услуг, а когда поймете, что бизнес удался, купите все необходимое.
Установив сроки выполнения всех работ, вы получите дату начала деятельности. До этого момента вы не будете получать деньги от клиентов. Не слишком ли он поздний? Будет ли вам хватать на жизнь в течение этого периода после оплаты единовременных затрат?
Нельзя игнорировать те работы, которые не требуют затрат, например, регистрации в налоговой инспекции, т.к. эта работа займет у вас определенное время. Если вы не учтете сроки этих работ, то запланируете начало деятельности на более ранний период, чем это будет возможно. В результате ваши средства могут кончиться до того момента, когда поступят деньги от клиентов.
Доходы и расходы
После того, как вы определились со стоимостью и длительностью подготовительного периода, надо начать рассчитывать текущие финансовые показатели.
Если ваш бизнес не имеет сезонных колебаний, ваши затраты и поступление денег от клиентов совпадают по времени, то достаточно рассчитать средние месячные показатели. Примерами таких видов деятельности являются работа парикмахерской, продажа продовольственных товаров, ремонт телевизоров. Первым делом необходимо оценить месячный доход. Это может быть сделано несколькими способами:
- узнать выручку у конкурента, который работает в аналогичных условиях (обычно продавцы не делают секрета в дневной выручке, если вы скажете, что планируете заняться таким же бизнесом, но в другом микрорайоне);
- оценить количество клиентов и, прикинув среднюю сумму покупки, вычислить месячный доход (количество клиентов и среднюю сумму можно уточнить, просто наблюдая в течение нескольких часов за работой конкурента).
Оценку дохода необходимо обязательно чем-то подкреплять. Не поленитесь расспросить и понаблюдать. Самая основная причина неудач – завышенный уровень ожидаемых доходов. Вам может казаться, что 100 клиентов ежедневно – это не так уж и много. Ваше суждение может быть основано на посещении рынка в воскресенье, но по этому нельзя судить, ведь есть и рабочие дни.
Если вы собираетесь оказывать несколько различных услуг или производить несколько товаров, то стоит оценить спрос на каждый из них. Это потребуется для подсчета расходов.
Необходимо учитывать только текущие (ежемесячные) расходы, единовременные были учтены в расчете начала бизнеса.
Расходы надо сгруппировать по видам. Например таким образом:
- сырье и материалы;
- закупка товаров;
- арендная плата;
зарплата наемных работников:
- платежи по социальному страхованию с зарплаты работников;
- коммунальные платежи;
- ремонт оборудования;
- прочие.
Не ежемесячные, но почти регулярные платежи, вроде ремонта оборудования, стоит включать в виде усредненного месячного значения. Если ремонт требуется примерно раз в полгода, и стоит он в среднем 1500 рублей, то ежемесячно получается 250 рублей (1500 рублей / 6 месяцев). Если доход оценивался по списку услуг, то и расходы следует считать также по отдельным услугам. Это повысит точность расчета. Суммируем все расходы за месяц. Если теперь вычесть из месячного дохода суммарный расход за месяц, то получится прибыль. Но это прибыль до налогообложения. В некоторых случаях для налогообложения следует посчитать годовые доходы и расходы.
Для расчета налогов лучше обратиться к специалисту, т.к. существует несколько различных вариантов уплаты налогов:
- стандартное налогообложение (НДС, налог с продаж, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц);
- упрощенная система (НДС, единый социальный налог, патент);
- единый налог на вмененный доход (фиксированная сумма, зависящая от вида деятельности и других параметров).
Предположим, что вы попадаете под стандартную систему налогообложения, годовой доход составляет 100 000 рублей, расходы – 60 000 рублей, прибыль – 40 000 рублей. Расчет налогов будет выглядеть так:
- НДС не платится, т.к. выручка за три месяца не превышает 1 000 000 руб;
- налог с продаж: доход 100 000 руб. х 5% / 105% = 4 761 руб;
- единый социальный налог: прибыль 40 000 руб. х 22,8% / 100% = 9 120 руб;
- налог на доходы физических лиц: (прибыль 40 000 руб. – единый социальный налог 9 120 руб.) х 13% / 100 % = 4 014 руб.
Чистая прибыль после уплаты налогов составит: 40 000 – 4 761 – 9 120 – 4 014 = 22 105 рублей в год, или около 1 842 рубля в месяц.
В случае, если расходы и доходы не поступают равномерно, что характерно для сельского хозяйства (весной расходы, а осенью – доходы), то необходимо составлять помесячный расчет. Этот расчет покажет не только прибыль (доходы минус расходы) по каждому месяцу, но и так называемое движение денежных средств. Движение денежных средств показывает наличие денег в кассе или на расчетном счету. Из-за того, что оплатить расходы потребуется раньше, чем поступят деньги от клиентов, может возникнуть временная нехватка денег, несмотря на то, что бизнес ведется с прибылью. Таблица движения денежных средств позволит увидеть нехватку и принять решение о путях ее устранения: изменением плана или получением кредита. Пример расчета движения денежных средств имеется в приложении № 2 (см. ниже), там же описано, как он составляется.
Оформление
Бизнес-план должен быть написан в расчете на человека, не знакомого с вашим бизнесом. Бизнес-план должен дать ответы на два вопроса:
- Почему этот бизнес жизнеспособен?
- Насколько он прибыльный?
Уделите особое внимание описанию бизнеса, клиентов, их потребностей. Должна быть понятна последовательность работ, необходимые на каждом этапе ресурсы и сроки выполнения. Описание конкурентоспособности и рисков покажет, что вы хорошо изучили выбранный вид деятельности. Расчет прибыльности должен содержать обоснование планируемых показателей выручки и расходов, должно быть понятно, почему уровень дохода не завышен, а расходы не занижены.
Приложение № 2
Движение денежных средств
Расчет движения денежных средств выполнен для выращивания рассады и попутной торговли семенами. Сначала в таблицу надо занести остаток денег на начало первого месяца. Затем запишите доходы и расходы первого месяца. Если в этом месяце необходимо платить налоги – рассчитайте их. Остаток денег на конец месяца вычисляется как Остаток денег на начало месяца + Доходы – Расходы – Налоги. Остаток денег на начало следующего месяца равен остатку денег на конец предыдущего. Продолжите расчет на все остальные месяцы, обычно делается расчет на 12 месяцев. Самостоятельно рассчитайте 5 месяц примера.
Наименование | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц |
Остаток денег на начало месяца | 7000 | 1200 | -800 | 100 | |
Доходы | |||||
Продажа семян | 500 | 500 | 500 | ||
Продажа рассады | 3000 | 5000 | |||
Итого доходов | 0 | 500 | 2500 | 5500 | |
Расходы | |||||
Электроэнергия | 300 | 300 | 300 | 300 | |
Покупка пленки и других материалов | 5000 | 2000 | 1000 | 500 | |
Покупка семян | 500 | 200 | 100 | 100 | |
Итого расходов | 5800 | 2500 | 1400 | 900 | |
Налоги | 0 | 0 | 200 | 300 | |
Остаток денег на конец месяца | 1200 | -800 | 100 | 4400 |
В результате расчета в некоторые месяцы может получиться отрицательный остаток денег. Это показатель того, что вам необходимо или перепланировать бизнес, чтобы устранить разрыв, или взять кредит на указанный период.
В приведенном примере необходим кредит во второй месяц работы размером не менее 800 рублей. Отдать его можно уже в третий месяц, хотя кажется что это станет возможным только на 4 месяц. Убедиться в правильности можно путем внесения кредита в доход 2 месяца и пересчета последующих месяцев.