Многие специалисты из консалтинговых фирм сходятся во мнении, что
жестких рамок при написании бизнес-планов не существует, однако
предлагают придерживаться общих рекомендаций по составлению
бизнес-планов.
Стандартный бизнес-план должен иметь несколько основных разделов:
вступление;
описание предприятия и ситуации на рынках;
характеристика нового продукта или услуги;
данные маркетинговых исследований и основы сбытовой политики;
Вступление посвящено описанию основной идеи бизнес-плана.
Эта часть должна включать все основные моменты, касающиеся проекта.
Необходимо отразить сумму необходимого внешнего финансирования,
ожидаемый период возврата, данные о поручителях или залоге,
гарантирующие возврат средств. Во вступлении приводится информация о
собственных вложениях в проект.
В части бизнес-плана, которая посвящена описанию предприятия и ситуации на рынках,
отражаются все основные параметры, касающиеся самого предприятия и
ситуации в смежных отраслях и на внешних рынках. В этом разделе
приводится информация об экономическом и финансовом положении
предприятия. Описываются ведущие менеджеры предприятия и важнейшие
достижения компании. При анализе положения дел на рынках,
характеризуются различные связи компании, а также ситуация на рынке в
целом.
В описательной части нового продукта или услуги
перечисляются все достоинства нового продукта. Характеризуются основные
ноу-хау, которые позволят продукту или услуге получить преимущество над
конкурентами. Перечисляются возможности по улучшению изделия или услуги
в будущем. Данный раздел не должен содержать сложных терминов, должен
быть написан доступным языком.
Раздел, посвященный
маркетингу и сбыту. В данном разделе необходимо показать, что заставит
потребителя или покупателя приобрести новый товар или услугу. В разделе
перечисляются все основные рекламные и маркетинговые мероприятия. В
случае проведения маркетинговых или социологических исследований, их
данные приводятся в этом разделе.
Раздел, касающийся
вопросов производства. Как следует из названия раздела, в данной части
бизнес-плана необходимо отразить вопросы, характеризующие производство нового продукта. Приводятся данные о необходимом сырье для производства, о поставщиках необходимых комплектующих и т.п.
В разделе об организационных мероприятиях, перечисляют тех, кто будет
заниматься реализацией проекта. Описывается мотивация персонала,
качественный состав персонала и другие вопросы.
Финансовая
часть. Важнейший раздел бизнес-плана, в котором отражается все данные о
расходах, связанных с новым продуктом, себестоимость начала
производства или оказания услуг. Описываются прогнозы финансовых
поступлений, делается прогноз возможной прибыли. Данный раздел вызывает
особо пристальное внимание внешнего инвестора. Поэтому, данные которые
приводятся в данном разделе, должны быть точно рассчитаны и опираться
на объективные показатели.
Раздел, посвященный расчету
эффективности проекта. Дается описание предполагаемого потребителя
товара или услуги, определяется кратко степень эффективности проекта.
Риски проекта. В данном разделе детально анализируются как существующие
риски, так и те риски, которые могут угрожать новому проекту в будущем.
Особое внимание уделяется способам предотвращения возможных опасностей
для бизнеса.