Итак, вы нашли подходящее для вас помещение, но осталось обсудить условия его аренды: сроки, цены и т.д. Придерживайтесь определенных правил при переговорах, чтобы достичь желаемого результата.
Первое, что можно здесь посоветовать – ведите переговоры только с тем лицом, которое действительно ответит на все ваши вопросы. Желательно, чтобы это был человек, уполномоченный сдавать помещения в аренду, а не его представитель. Если вам все-таки придется беседовать с представителем собственника помещений, то уточните, сможет ли он ответить на все ваши вопросы или придется уточнять их у собственника.
Перечень ваших вопросов относительно аренды, должен раскрыть следующие моменты.
1. Является ли собственник полноценным владельцем этих помещений или же он просто передает их вам в субаренду. Субаренда – это аренда уже арендованного ранее помещения. При этом обязательно письменное разрешение собственника помещения на заключение договора субаренды. 2. На какой срок возможен договор аренды (1 год или больше). Как правило, не имеет смысла заключать договор на более короткий срок. 3. Арендная плата вносится вначале месяца или после его окончания. Возможно ли составление и согласование графика платежей. 4. Стоимость аренды, озвученная вам, включает в себя НДС или нет. Возможно ли в документах (счет-фактуры, акты выполненных работ), указывать НДС отдельной строкой. Это будет важно для последующего возмещения НДС. 5. Включает ли в себя арендная плата коммунальные платежи, или же их придется оплачивать отдельно. Зачастую здание или помещения в нем находится под охраной. Должны ли вы будете оплачивать отдельно услуги охраны, по части ваших арендованных помещений, услуги уборки ваших помещений. Заодно уточните куда можно выносить мусор. 6. Планируется ли увеличение цены, в какой период и в связи с чем. Естественно, это сложно закрепить в договоре аренды, поскольку владелец откажется от внесения соответствующих пунктов в договор. Цены на аренду растут всегда, поэтому вопрос не будет лишним. 7. Сохраняется ли для вас номер телефона, кто будет оплачивать услуги телефонной связи. Возможна ли установка дополнительных телефонов и прокладки телефонных сетей. 8. Уточните коммуникации, расположенные в помещениях. Где проходит электропроводка, сколько установлено розеток. Возможно ли их дополнительная установка и прокладка электросетей. 9. Кто выполняет текущий ремонт и обслуживание помещений. Как будет считаться арендная плата во время ремонта и обслуживания. 10. Уточните пропускной режим и график работы. Свободный ли доступ, или необходимо, предъявление охране каких-либо документов (пропуск, паспорт и т.д.) 11. Узнайте, возможна ли эксплуатация помещений в сверхурочное время (вечером, ночью, в выходные и т.д.) и доступен ли в это время проход для клиентов. 12. Возможна ли парковка транспорта ваших клиентов возле здания. Берется ли за это дополнительная плата. Если есть стоянка, уточните условия ее использования вами и вашими клиентами. 13. Уточните, останется ли какая-нибудь мебель в помещении, берется ли за это плата. Или же возможно вам придется обзаводиться своей собственной мебелью. 14. Уточните перспективы сдачи в аренду новых помещений. Это будет важно для вашего последующего расширения своего бизнеса. 15. Узнайте, возможно ли размещение вывески вашего предприятия на входной двери в здание, а также возможно ли размещение баннера на здании. Уточните, допустимый размер, берется ли дополнительная плата за это. 16. К кому обращаться для решения вопросов, возникших в процессе эксплуатации арендованных помещений.
Как видите, очень много нюансов, которые необходимо выяснить на этапе переговоров. Если вдруг что-то забыли спросить при переговорах, то позвоните позже и проясните ситуацию. Все моменты по возможности отражайте в тексте договора аренды, так проще будет решать возможные спорные вопросы.