Не желая пахать на чужой карман и зависеть от прихоти работодателей, всё больше и больше россиян пытается организовать свою коммерцию. При этом речь идёт, как правило, о небольших предприятиях – ателье, мастерских, студиях, о том, что относится к малому бизнесу. При желании можно организовать и небольшой заводик, человек на 200-300, что уже считается бизнесом средним.
Главный вопрос при реализации подобной идеи – где найти деньги, и как правильно организовать процесс? Здесь не обойтись без помощи местных и региональных структур. Например, в Выборгском районе успешно действует муниципальная целевая программа поддержки малого и среднего предпринимательства.
Срок её реализации ограничен 2010-2013 годами, но нет сомнений, что через три года к исполнению будет принята аналогичная программа на последующие годы.
Цель программы благая: создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в решение задач социально-экономического развития Выборгского района. Не менее благородны и основные задачи. Это повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках; расширение использования субъектами малого и среднего предпринимательства информационно-коммуникационных технологий; развитие деловой активности населения Выборгского района за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности и т.д.
На привлечение населения Выборга и района к малому и среднему бизнесу отпущены достаточно солидные средства. Область выделяет до конца 2013 года более 6 миллионов 300 тысяч рублей, почти три с половиной миллиона жалует муниципальный бюджет. На текущий год запланировано, соответственно, 1 миллион 520 тысяч и 745 тысяч рублей.
В Выборгский ресурсный центр «Кристина», являющийся одним из главных исполнителей муниципальной целевой программы, обратились за консультациями около 4000 человек, из них полторы тысячи – представители социально незащищённых слоёв населения: молодёжь, инвалиды, временно безработные. Такая активность, желание не плыть по течению, а своими руками выстроить собственную карьеру, не может не радовать.
Проведено более десятка бизнес-семинаров, основам предпринимательства обучено 140 человек, защищено 68 бизнес-планов, на территории района появилось 46 новых субъектов малого бизнеса. А это – рабочие места, отчисление налогов в местный бюджет, пополнение муниципального кошелька. В основном, малый и средний бизнес раскручивается в Выборге. Оно и понятно: выборжане больше владеют информацией, чем жители уезда. Но и в районе, например, в Каменногорске, Красносельском, Первомайском, Советском организуются небольшие производства. Более того, как говорит председатель комитета по экономике и инвестициям Выборгской райадминистрации Надежда Людвикова, в Каменногорске и Первомайском даже были организованы территориальные ярмарки, подобные выборгским весенним и осенним форумам на Южном рынке, только, конечно, в меньшем масштабе.
Сфера деятельности предприятий малого и среднего бизнеса разнообразна: от добычи полезных ископаемых до швейной мастерской, от строительства до гостиничного бизнеса, от рыбного промысла до газетно-издательской коммерции. Вариантов, словом, достаточно. Хотя и риск очевиден. Вдруг, не получится? Так что, несмотря на естественное стремление многих к экономической самостоятельности, решивших броситься в омут малого и среднего предпринимательства, можно, в определённом смысле, считать отчаянными людьми.