За границей подавляющее большинство населения не считает зазорным носить одежду с чужого плеча: гардероб там принято менять каждый сезон, а тратить слишком много денег на частые обновы иностранный средний класс не считает нужным. Поэтому магазинов "секонд хэнд" там пруд пруди. Только в Европе в этой отрасли занято 10 млн. человек - почти 2% населения.
В России масштабы торговли одеждой "сэконд хэнд" гораздо скромнее - не только из-за младенческого возраста этого бизнеса, но и в силу принципиально другого отношения россиян к одежде. Мы покупаем вещи на несколько лет и носим их "до упора". Естественно, что вещь, "ношенная по-российски", разительно отличается от одежды, "подержанной по-европейски". Отсюда и сложившееся у большинства наших соотечественников представление о том, что и заграничный "секонд хэнд" - тряпье, которое носить неприлично. Но это не совсем так. В этом убедились, к примеру, многие модницы, регулярно обновляющие в магазинах "секонд хэнд" свой гардероб без ущерба для кошелька. Они-то, наряду со студентами, учителями, врачами, многодетными семьями и пенсионерами, составляют основную клиентуру российских магазинов "секонд хэнд".
Из-за своеобразия покупателей и их психологии торговля одеждой "секонд хэнд" в России имеет свои особенности. Но это тот редкий случай, когда адаптация западных стандартов торговли к российским условиям приводит не к дополнительным затратам, а, наоборот, к такой экономии средств, что начать свой бизнес по продаже товаров "секонд хэнд" становится совсем несложно.
Предстартовая подготовка
Первое, на чем экономит начинающий торговец одеждой б/у, - это на аренде магазина и на оборудовании. Магазину "секонд хэнд", к примеру, "противопоказано" находиться на центральных улицах города или района, где арендная плата наиболее высока.
- Дело в том, что многие наши граждане до сих пор стесняются покупать одежду "секонд хэнд". Поэтому они очень неохотно заходят в такие магазины на виду у многочисленных прохожих. Лучше, если магазин будет расположен в каком-нибудь переулке, прилегающем к оживленной улице. А перед поворотом в этот переулок нужно поставить рекламный указатель, - поясняет Елена Кадышева, менеджер по маркетингу компании Trade Link. Кроме того, магазин начинающего торговца не должен быть большим. Если начинать бизнес с закупки одной партии одежды, то на первых порах вполне можно обойтись 10 кв. м торговой площади: оптовики продают несортированную одежду тюками по 100 кг, а на квадратный метр торговой площади должно приходиться 10 кг одежды. Если ее будет больше, покупателям будет неудобно пересматривать вещи. Если же выложить меньшее количество вещей - магазин будет выглядеть "бедновато".
Наконец, особенности психологии покупателей позволяют серьезно сэкономить на торговом оборудовании. В небольших торговых точках в качестве витрины часто выступают обычные столы, коробки, мешки и даже детские манежи, куда кучей сваливается вся одежда. Делается это с тонким расчетом.
- Покопавшись в горе вещей час-другой и найдя более или менее приличную вещь, посетитель магазина наверняка ее купит. Даже если она была не очень ему нужна, - рассказывает Михаил И., бывший владелец магазина "секонд хэнд". - Во-первых, ему жаль затраченного времени. Во-вторых, неожиданная находка вызывает бурю положительных эмоций. А главное - добытая из недр одежной горы вещь стоит сущие копейки, расстаться с которыми совсем не жалко.
Есть и ситец, и парча
На приобретение первой партии товара денег тоже потребуется немного - всего $150-200. Именно столько стоит у оптовиков 100-килограммовый тюк несортированной одежды (оригинала) из Голландии, Германии или Швейцарии.
Покупка тюка с несортированной одеждой секонд-хэнд сродни лотерее - никогда не знаешь заранее, что окажется в нем. Может, застиранные старомодные вещицы из чулана какого-нибудь "добрейшего" бюргера, а может - брэндовые вещи, цена на которые в бутиках равна годовому доходу малообеспеченного российского гражданина. Впрочем, лотерея эта все же имеет свои правила. Бывалые торговцы "секонд хэнд" подсчитали, из чего обычно состоит среднестатистическая упаковка поношенного текстиля класса "оригинал". Ни на что не годной одежды в тюке примерно 20%. Столько же - вещей второго сорта, имеющих незначительные недостатки. Первый сорт, представленный одеждой без дефектов модного или классического покроя, как правило, занимает половину тюка. Наконец, в оставшихся 10% можно найти стильную одежду высокого качества. Пропорции эти, понятное дело, условны - в зависимости от места и времени сбора одежды они могут сильно меняться в ту или иную сторону. Но в любом случае продажа десятка хороших вещей с лихвой покрывает расходы на никуда не годное тряпье.
К тому же, торговля несортированной одеждой дает широкие возможности для разных хитростей. Допустим, открыв очередной тюк, торговец находит в нем платьице от Gucci, курточку от Max Mara и парочку "родных" джинсов Levi`s. Стильные вещицы ничего не стоит списать под видом непарных носков или дурно пахнущей ветоши. А потом их можно выгодно продать друзьям или постоянным клиентам и положить деньги "мимо кассы". Ни один контролер ничего не заметит. Ведь тюки "секонд хэнд" поступают из-за границы без описи упакованной в них одежды.
На заметку
Как оценивать вещи?
Некоторые предприниматели делают одинаковую наценку на весь товар, пригодный к продаже. Однако правильнее назначать цену на каждую вещь в зависимости от ее сорта. На практике эта схема работает следующим образом. Сначала вся одежда сортируется, в зависимости от качества, по группам: Extra, Lux, 1-й и 2-й сорт. Затем каждую "кучку" взвешивают, определяя ее долю в общей партии. После этого торговец решает, по какой цене можно продать товар из каждой группы. Например, одежду Extra - по 550 рублей за кг, Lux - по 400 рублей, 1-й сорт - по 250 и, наконец, 2-й сорт - по 50 рублей за кило. Затем каждая вещь взвешивается уже по отдельности и делается расчет, по какой цене ее следует продавать. Суммировав эти цифры, несложно подсчитать, сколько можно выручить от продажи всей партии. Из получившейся суммы остается вычесть расходы на закупку товара и накладные расходы - и вы получите размер "грязной" прибыли от продажи конкретной партии. Сорт Вес (кг) Цена продажи (руб./кг) Общая выручка (руб.) Extra 10 550 5500 Lux 15 400 6000 1-й сорт 30 250 7500 2-й сорт 25 50 7500 Неликвиды 20 Оформляется списание 0 ИТОГО 100 ----- 26500
Как составить бизнес-план магазина одежды
При разработке бизнес-плана магазина или сети магазинов одежды прежде всего необходимо провести исследование рынка в рассматриваемом регионе с целью определения основных особенностей и тенденций его развития. Анализ включает в себя определение основных конкурентов, ассортимент и стоимость их товаров.
На основе полученной информации, а также с учетом того, создание магазина какого класса и ассортимента предусмотрено проектом, разрабатывается маркетинговая стратегия и строится прогноз будущих доходов от проекта. Кроме деления по ценовому диапазону существует также несколько способов классификации магазинов по ассортименту товаров (женской, мужской или детской одежды; магазины спортивной, деловой или повседневной одежды).