Умение
говорить - передавать информацию с помощью речи - основной критерий,
который отличает человека от животного, это ценнейший дар, он помог
человечеству добиться всего, что мы видим сейчас. Однако каждый знает,
что говорить можно по-разному, некоторых людей можно слушать часами, не
отрываясь, других выслушать до конца просто невозможно, внезапно
появляется огромное, необъяснимое желание немедленно закрыть уши и
бежать куда подальше.
Приведем примеры того, что больше всего
раздражает людей в разговорах. Слишком широкое использование слов и
словосочетаний-паразитов ("ну", "в общем", "это", "на самом деле", как
бы" и т.д.), затем длинные неуместные паузы, несвязность речи
(несовпадение падежных, временных окончаний, неправильные глагольные
формы), и многое другое, обо всём и не напишешь.
В принципе, все
люди выросли в разговаривающем обществе, оттого к подростковому возрасту
подавляющее большинство нормально разговаривает как минимум на своём
родном языке, в привычных ситуациях. Но стресс - вот что показывает нашу
слабость и беспомощность, когда ситуация непривычная и мозг не может за
короткое время подобрать готовое решение, ответить готовыми фразами и
предложениями! Что же делать? - а ничего, нужно составлять новые фразы,
новые предложения и чем быстрей, тем лучше.
А вот для этого уже
нужна тренировка. Она может быть как естественной, так и искусственной.
Естественная - когда человеку по роду его деятельности, увлечений, или
общения приходится много и часто разговаривать, у него формируется
обширный словарный запас, он говорит легко и непринуждённо, таких людей
(их не очень много) практически невозможно ввести в речевой ступор.
Искусственная - это когда ты искусственно увеличиваешь время своего
общения, конечно лучше всего с собеседниками, но если их нет, вполне
подойдёт, скажем, телевизор. Попытайтесь подражать диктору, говорить
такой же речью – это будет получаться далеко не сразу, но помните, что
умение подстроиться к собеседнику, под его манеру общения – это первое
чему учат будущих гипнотизёров, к тому же у вас существенно пополнится
словарный запас неплохой цензурной лексикой. Тренировки проводите всегда
вслух, иначе эффект будет минимален.
Не стоит забывать, что
одновременно с обучением «как говорить» вы должны учиться тому, «что
говорить». Разговор - это передача информации, и вам необходимо ею
обладать. Информация содержится везде, в любом даже самом обычном
предмете её столько, что не хватит и суток, чтобы обо всём кратенько так
рассказать. Есть игра для тренировки информационной наполненности речи,
которая называется «разговор ни о чём». В эту игру очень часто играют в
общежитиях студенты философских, исторических, иногда журналистских
факультетов. Она проста и понятна: собирается несколько студентов в
одной комнате, устанавливают лимит, ну скажем 5 минут. Затем каждый из
них выбирает по очереди себе оппонента и оппоненту предлагает предмет, о
котором тот должен говорить пять минут литературным текстом.
Поначалу
играть чрезвычайно сложно, а ну-ка попробуй поговорить пять минут о
стеклянной банке, в письменном выражении это составляет 3-4 страницы
печатного текста, не так уж и мало. Но уже через месяц-два, лимиты
поднимаются до 10, а то и 15 минут. Затем усложняются задания, говорить
нужно не просто так, как умеешь, а скажем в стиле русской классической
литературы 19 века. И причём достоверно известно, что карьерного успеха
чаще добиваются не те студенты, у которых лучше отметки в дипломе, а те
кто обычно побеждал в этой игре. Это аксиома - умея хорошо говорить,
всегда будешь на высоте. Пополнять словарный запас и информационность
также можно из книг, статей, даже кинофильмов. Старайтесь запоминать
яркие обороты, словечки, словоформы - помните, кроме всего прочего, ваша
речь должна быть индивидуальной, яркой, запоминающейся!