Каждый третий социальный предприниматель в Москве помогает нуждающимся
Таковы результаты социологического исследования, проведенного информационно-аналитическим агентством "Экология общественного сознания". Опрос проводился в октябре-ноябре этого года во всех административных округах столицы.
Каков портрет современного социального предпринимателя рассказал вице-президент агентства Анатолий Шипилов на конференции в рамках образовательно-исследовательского проекта "Социальное предпринимательство в Москве: опыт, проблемы, перспективы". В социальной сфере бизнесом занимаются в основном люди старше 45 лет, почти все они имеют высшее образование (чаще всего гуманитарное, экономическое или инженерное).
Выходцев из производственной сферы в социальном предпринимательстве больше, чем из других областей. На втором месте – бывшие научные деятели, люди, занимавшиеся раньше консультативной деятельностью, затем - государственные, муниципальные и военные служащие. По словам А. Шипилова, две трети опрошенных предпринимателей отнесли себя к представителям малого бизнеса, 6% - к среднему, 25% - к НКО. 24% респондентов сообщили, что оказывают консультационные услуги широкого спектра, 21% работают в сфере образования, 17% – информационных технологий, остальные заняты в пищевой промышленности, здравоохранении, науке и других областях. Более половины опрошенных предпринимателей помогают незащищенным категориям населения, более 25% - поддерживают граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Опрос показал, что социальные предприятия Москвы в основном небольшие: организаций со штатом сотрудников более 50 человек всего 10%. Некоторые предприятия даже не имеют своих офисов, отметил Шипилов.
Он также рассказал, что большинство социальных предпринимателей (52%) пришли в эту сферу, чтобы реализовать городские целевые программы. 36% мечтают снизить социальную напряженность в обществе, столько же хотят поднять свой социальный престиж. Каждый третий опрошенный уверен, что выполняет свою социальную миссию помощи нуждающимся. Каждый четвертый социальный предприниматель просто хочет заработать.При этом прибыль своим владельцам приносят 61% предприятий, отметил Шипилов.
Респонденты агентства ответили на вопросы о проблемах, затрудняющих развитие их деятельности в Москве. Социальные предприниматели заявили, что им не хватает закона или других нормативно-правовых актов, которые были бы направлены на поддержку этого вида бизнеса в столице.
Некоторые указали на отсутствие в Москве долгосрочной программы поддержки социального предпринимательства, рассказал Шипилов. Бизнесмены также жаловались на высокие ставки кредитов и размеры арендной платы за помещение. По их мнению, власти Москвы пренебрегают деятельностью социальных предпринимателей или не оказывают ей достаточного внимания.
Такой пессимизм существует из-за их недостаточной информированности бизнесменов о мерах поддержки, оказываемых Правительством Москвы, заявил руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев.
По его словам, сейчас в столице реализуется седьмая городская комплексная программа развития и поддержки социального предпринимательства. "Правительством Москвы определены приоритеты поддержки. Бизнес в социальной сфере – это один из приоритетов, который имеет право на получение субсидий из бюджета в размере 2,5 млн рублей", - рассказал М. Вышегородцев.
Кроме того, он уверен, что необходимости в создании специального закона о поддержке социального предпринимательства в городе нет, т.к. закон, регулирующий отношения власти и бизнеса, в Москве уже существует. Одна из целей социального предпринимательства – получение прибыли, так что этот вид бизнеса тоже попадает под действующее законодательство, заверил руководитель департамента. Вместе с тем, он согласился, что проблема высокой арендной платы за помещения стоит в Москве очень остро.
Вышегородский напомнил, что в данный момент в столице проводятся аукционы на право аренды нежилых помещений. Он предложил участникам конференции рекомендовать Департаменту имущества Москвы не менее 20 аукционов в год проводить только для социальных предпринимателей.