Для
того, чтобы осуществить любое сегментирование рынка, необходимо изучить
рыночную ситуацию со всех сторон. Для этого нужно оценить типы угроз и
возможностей, с которыми компания может столкнуться. В этом нам может
помочь SWOT-анализ, самый распространенный вид анализа маркетинга.
SWOT-анализ способствует выявлению и структурированию сильных и слабых
сторон компании, а также потенциальных возможностей и угроз.
Во
время проведения SWOT-анализа менеджеры просто сравнивают внутренние
слабые и сильные стороны компании с возможностями, предоставляемыми
рынком. И в соответствии с полученным соответствием решается, в каком
направлении компания должна развиваться и какие решения необходимо
принимать, и, кроме того, определяется распределение ресурсов компании
по сегментам.
Самая простая форма SWOT-анализа перечисляет
слабые и сильные стороны, угрозы и возможности. Конечно, на первый
взгляд может показаться, что легкость применения и составления
SWOT-анализа является большим плюсом простой формы анализа. Но, если
присмотреться повнимательней, это скорее приводит к не правильному его
применению данного анализа. Ведь для этого не нужно ни широкой базы
данных, ни формальной подготовки. Ведь любой человек, который хотя бы
немного знаком с данной компанией и имеет некоторое представление о
рынке, может составить простой SWOT. Однако для того, чтобы избежать
многих ошибок анализа, достаточно придерживаться нескольких несложных правил:
1. Во-первых, постарайтесь определить сферу каждого SWOT-анализа. Не
стоит проводить анализ всего бизнеса, ведь такой анализ может быть
слишком бесполезным для менеджеров из-за своей обобщенности. Однако
фокусирование анализа на каком-то одном сегменте, поможет выявить
наиболее важные слабые и сильные стороны, угрозы и возможности. 2.
Постарайтесь понять отличия элементов SWOT, или другими словами, между
слабостями, силами, угрозами и возможностями. Слабые и сильные стороны —
это внутренние особенности компании, то есть компания может ими
управлять. Угрозы и возможности напрямую связаны с особенностями
рыночной среды и неподвластны влиянию организации. 3. Однако слабые и
сильные стороны могут считаться таковыми только в том случае, если
именно так их воспринимают покупатели. Кроме того, лучше включать в
анализ только наиболее относящиеся к делу слабости и преимущества. Самое
главное, что необходимо помнить при определении слабостей и
преимуществ, это то, что они являются таковыми только по сравнению с
конкурентами. То есть, качество продукта является сильной стороной
только, если оно выше, чем качество продуктов конкурентов. Ну и самое
главное, при составлении анализа, нужно обязательно проранжировать
слабости и преимущества в соответствии с их важностью с точки зрения
покупателей. 4. Старайтесь всегда быть объективными. Поэтому лучше,
чтобы анализ проводил не один человек, а группа. В этом случае он будет
более точен и глубок. Кроме того, SWOT-анализ должен основываться на
объективных данных исследований и фактах. 5. Следует избегать
двусмысленных фраз и выражений. Именно такие выражения чаще всего делают
SWOT-анализ более слабым. Ведь они ничего не означают для большинства
покупателей.