Бизнес (от староанглийского «bisig» –
активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной
экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими
благами, определяющими целей существования современного человека – от жилища
и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется,
принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе
все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие
«бизнесмена» как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в
условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не
каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере
производства может называться делом, и не каждый бизнеc полезен обществу.
Тем не менее бизнеc составляет сердцевину современной экономики, без него
экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.
В сфере бизнеса заложен
колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться
как в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, так и в
нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал
бизнеcа, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих потребностей в
пользу удовлетворения будущих запросов.
Цель бизнеса состоит в
соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях
производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам
– предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть
кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с
возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о
долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация
или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным,
относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие . Если
соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно
кратковременный характер, чаще говорят о проекте.
Один и тот же бизнеc может
быть реализован на различных предприятиях последовательно во времени или же
параллельно. Одно и то же предприятие может стать ареной функционирования
различных бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а
может быть и успешно продолжен другими людьми. Иными словами, границы и суть
бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация
различных экономических явлений как порожденных одним бизнесoм представляет
значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется
правоохранительными органами в целях борьбы с нарушением законов).
Цель бизнеса в обществе
достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как
наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия (или фирмы – эти
понятия употребляются в книге как синонимы) многогранна, а его сущность
многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение
предприятия – служить источником дохода для собственников (акционеров); другие
считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении
материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду
его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают
целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном
обществе.
В табл. 1 приведены
экономические агенты, наиболее тесно связанные с предприятиями: население и его
отдельные группы, другие предприятия, научно-исследовательские и
опытно-конструкторские организации, банки, учебные заведения, налоговые органы,
федеральные и местные органы исполнительной и законодательной власти,
федеральные органы отраслевого регулирования.
Таблица 1. Взаимные ожидания предприятия и
различных субъектов экономики
Экономические субъекты
Ожидания со
стороны субъекта
Ожидания
со стороны данного предприятия
Население и его отдельные
группы (реальные, потенциальные и бывшие работники предприятия, члены их
семей, собственники, инноваторы, владельцы финансовых средств, другие
граждане, общество в целом)
Занятость
Средства к существованию
Возможность самореализации в процессе труда
Возможность самореализации в коллективе
Уважение со стороны коллектива
Материальная и моральная поддержка в чрезвычайных ситуациях
Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие
Спрос на организационно-технологические новшества
Учет интересов общества
Привлечение рабочей силы
Спрос на товары и услуги предприятия
Предложение инноваций
Привлечение средств населения через ценные бумаги
Преданность работников корпоративным интересам
Признание общественной ценности предприятия
Поддержка в чрезвычайных ситуациях
Другие предприятия
(реальные и потенциальные партнеры, конкуренты, собственники, обладатели
новых технологий, свободных финансовых и иных ресурсов)
Спрос на товары и услуги
другого предприятия
Привлечение кадров, получивших опыт работы на данном предприятии
Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие
Спрос на новые технологии другого предприятия
Спрос на товары и услуги
данного предприятия
Привлечение кадров, получивших опыт работы на другом предприятии
Получение доходов от средств, вложенных в другое предприятие
Спрос на новые технологии данного предприятия
Банки
цель - банковские услуги
Депозитно-расчетное и
кредитное обслуживание
Научно-исследова- тельские
и опытно-конструкторские ор-ганизации
Спрос на НИОКР
Предложение НИОКР
Учебные заведения
Спрос на выпускников
Предложение специалистов
Налоговые органы
Своевременная уплата
налогов
Предоставление налоговых
льгот и отсрочек
Данное предприятие
Создание и расширение
социально-экономического потенциала развития предприятия
Закрепление и
совершенствование технологических навыков, передача производственного опыта
Создание и расширение
социально-экономического потенциала развития предприятия
Закрепление и
совершенствование технологических навыков, передача производственного опыта
Федеральные и местные
органы исполнительной и законодательной власти
Обеспечение достаточного
объема налоговых поступлений для формирования федерального и местных бюджетов
Бюджетное финансирование
предприятия
Создание и поддержание
внешних условий деятельности предприятия
Федеральные органы
отраслевого регулирования
Реализация отраслевой
политики государства
Информационная поддержка
Координация
деятельности с другими отраслями
В этот же список для полноты
картины включено и само данное предприятие, которое также предъявляет
определенные целевые требования к ходу и результатам своей деятельности.
Обобщенно их можно охарактеризовать как наличие в каждый момент времени
социально-экономического потенциала, обеспечивающего будущее
функционирование предприятия. При этом в понятие потенциала включаются (с теми
или иными приоритетами) как активы предприятия, так и позитивные характеристики
его рыночного положения, накопленный опыт и т.д.
Сущность связей предприятия
(или бизнеса в целом) с другими экономическими и социальными субъектами можно
обобщенно охарактеризовать понятием ожидания. Предприятие представляется
как бы одним из узлов многомерной паутины, связывающей различных
институциональных агентов. Связующими нитями служат разнообразныеожидания,
в том числе ожидания по отношению к данному предприятию. Эти ожидания иногда
принимают форму предложений или требований; соответственно предприятие также
ожидает от других субъектов проявления спроса на продукцию или ценные бумаги,
предложения факторов и т.д. Почти каждое предприятие, едва появившись,
оказывается как бы в фокусе многочисленных ожиданий со стороны самых различных
экономических субъектов (по отношению к предприятию «Рога и копыта» это явление
ярко описано в «Золотом теленке» И.Ильфом и Е.Петровым). Для структур взаимных
ожиданий не являются преградой стены предприятия: отдельные подсистемы и
работники предприятия также связывают с внешними объектами свои ожидания и
являются адресатами их ожиданий. Иногда эти ожидания формулируются в явном виде
(скажем, со стороны работника при найме на работу), иногда носят скрытый
характер (снова вспомним истинную причину создания «Рогов и копыт»). Степень
близости векторов внешних и внутренних ожиданий в значительной степени влияет
на судьбу и успех предприятия. В общем случае возникают две конфигурации
ожиданий: одна отражает ожидания агентов, направленные на предприятие и
внутрь него, другая отражает ожидания предприятия от соответствующих субъектов.
Среди сетевых адресатов ожиданий предприятия – поставщики, покупатели,
предприятия–технологические реципиенты и доноры, научно-исследовательские и
опытно-конструкторские организации, авторы организационно-технологических
инноваций, инвесторы, финансово-кредитные учреждения, налоговые органы и др.
(нелишне будет упомянуть в этом перечне и «крыши» – криминальные образования,
обеспечивающие криминальную же, а порой и экономическую, безопасность
предприятий).
Из приведенной таблицы видно,
сколь многообразны функции предприятий. Некоторые из них относятся к числу
социальных, и даже их простое перечисление показывает, что они лежат в основе
существования общества. По сути возможность самореализации в труде, так же как
и самоуважение через уважение со стороны коллектива, выражает фундаментальные
потребности и права человека. Другие функции предприятия стимулируют на
микроэкономическом уровне движение материальных, финансовых, информационных
потоков, перемещение рабочей силы и реализуют действие экономических сил
конкуренции.
Таким образом, общество в
лице разных своих агентов предъявляет к каждому бизнесу свои ожидания. В какой
степени бизнеc сможет их реализовать, в такой степени он сможет продолжить свое
существование и развитие. Иными словами, бизнеc (а следовательно, и
предприятие, реализующее его, и бизнесмен, организовавший это предприятие)
несет ответственность перед обществом в лице субъектов, испытывающих
обоснованные ожидания по отношению к данному бизнесу. Порождаемые им потоки взаимных обязательств и ответственности играют решающую роль в
формировании самой основы общества.
Цель бизнеса как процесса
и предприятия как организационной формы его проявления является предметом
интенсивного изучения как в популярной, так и в научной литературе. Для того
чтобы дать рекомендации по созданию, выбору и реализации стратегических
направлений бизнеса, целесообразно суммировать основные позитивные выводы
современной микроэкономической теории применительно к функционированию
предприятия. Для обобщенного описания предприятия желательно понять, как
отражаются в той или иной теоретической концепции:
1) состав и влияние факторов принятия решений в сфере производства и реализации
продукции, а также процессов воспроизводства;
2) организационно-функциональная структура предприятия и механизм
взаимоотношений между организационными подразделениями;
3) производственно-технологическая структура предприятия;
4) система взаимоотношений между работниками предприятия, его руководителями и
собственниками.
С теоретических позиций
модель предприятия обычно представляется в виде трех компонент: описания
предприятия в виде системы («концепция предприятия»); описания факторов и
критериев принятия стратегических решений на предприятии; описание поведения
предприятия в деловой и административной среде, а также в пространстве
экономических показателей.
В экономической науке
известно несколько основных вариантов теории (модели) предприятия, описывающих
с помощью небольшого числа фундаментальных предпосылок его возникновение,
функционирование и/или ликвидацию. В каждом из них предприятие рассматривается
под определенным углом зрения, с акцентом на те или иные особенности изучаемого
объекта. Наиболее полно разработаны следующие пять вариантов теоретической
модели предприятия: неоклассическая, институциональная, эволюционная,
предпринимательская и «агентская» теория фирмы (называемая также концепцией
«начальник – подчиненный» или «хозяин – агент»). Известны также интеграционная
теория и «модель выживания» предприятия.
Суммируя вышесказанное, можно
сделать вывод, что общая цель процесса совершенствования самого предприятия и
его деятельности состоит в создании ситуации, когда взаимоотношения между
предприятием и связанными с ним социально-экономическими и институциональными
субъектами, включая само предприятие, отвечают взаимным ожиданиям. Разумеется,
степень реализации ожиданий, адресуемых предприятию другими экономическими и
социальными структурами, не может быть одинаковой. На разных этапах
социально-экономического развития общества различные его субъекты предъявляют к
предприятию более или менее настоятельные и более или менее приоритетные
требования. Соподчинение и приоритетность различных требований к предприятию в
условиях его самостоятельности определяются, с одной стороны, непосредственными
воздействиями общества, с другой – собственными целями предприятия.
Здесь следует подчеркнуть
концептуальное различие между понятиями «цель предпринимателя (собственника)»,
и «цель предприятия», «цель бизнеса». Под цeлью предпринимателя (или
собственника) понимается совокупность его намерений и интересов как физического
лица, спроектированная на предпринимательскую деятельность. Цель предприятия
– это условное аналитическое понятие, предназначенное для компактного описания
факторов поведения предприятия в хозяйственной и административной средах. Если
предприятие отождествлять с определенным юридическим лицом, то есть смысл
ввести специальное понятие «цель бизнеса», понимая под делом
продолжающееся под разными юридическими лицами производство. Таким образом,
цель предпринимателя как руководителя предприятия должна рассматриваться отдельно
от цели предприятия, поскольку конкретное предприятие может быть лишь средством
реализации личных интересов предпринимателя (собственника). В частности, такое
мероприятие, как ликвидация предприятия может отвечать целям предпринимателя,
но не отвечать целям предприятия.
Миссиябизнеса как явления, таким
образом, связана, с одной стороны, с поддержкой процессов самореализации его
участников, с другой – реализацией процессов общественного развития.
Поскольку бизнеc неотделим от
социально-экономической среды России, а жизнедеятельность этой среды, в свою
очередь, поддерживается с помощью бизнеса, возникает необходимость рассмотреть
специфику российской среды бизнеса, определить ее характерные черты и их
влияние на деятельность предприятий в сегодняшней России.