Все
центры по ремонту бытовой техники, как и бутики, торгующие одеждой,
подразделяются на : а) монобрендовые и б) мультибрендовые. Это — две
разных философии и два разных бизнеса.
Первые
— это «дочки» больших фирм, выпускающих тот или иной бренд, они
существуют только благодаря такому почётному и завидному симбиозу. Они
могут быть: 1) аффилированными (полностью связанными со своим феодалом
и получающие зарплату в одной с ним кассе) и относительно независимые —
просто работающие с тем или иным брендом, доказав свою профпригодность,
при согласии производителя.
Вторые же, рассчитывают только на свою смекалку, собственные золотые
руки и — выживают сами. Они тоже бывают двух видов: 1) те, кто
обслуживает определённую технику и 2) те, кто берётся за всё — от
мобильных телефонов до компьютеров.
Ремонт бытовой техники как бизнес: Почему хорошо живется мастерам?
Дело
в том, что подавляющее большинство фирм-производителей не имеют у нас
даже своих сервисных центров. Что уж говорить о постгарантийном
ремонте! А что нужно для того, чтобы производитель заключил с Вами
договор на сервисное обслуживание?
Для
этого необходимо иметь всего три составляющих: 1) пункт приёма; 2) саму
раемонтную мастерскую и 3) транспортную базу для перевозки
крупногабаритной техники к месту ремонта.
В
России ситуация такова, что работать с одним брендом невыгодно — центры
обслуживания бытовой техники «набирают» много заказов от разных
производителей. Однако и тут есть свои проблемы. Всем потребителям
льстит вывеска бренда на сервисном центре, которая означает, что данная
мастерская прошла авторизацию и потому имеет чей-то узнаваемый логотип
на двери. Но право носить логотип обходится так дорого и на таких
условиях, что многие отечественные игроки считают это невыгодным. Они
прямо говорят о «кабальных договорах» и призывают объединяться против
таких бизнес-отношений. Вот и работают у нас пока мастерские «ноу
нейм». Зато чинят отлично.
Причина
же — плохое таможенное законодательство и отсутствие в России дорог.
Ввозить сюда запчасти — дело трудоёмкое и почти обречённое. Поэтому
западные бренды перестраховываются и перекладывают свои обязанности:
логистику, а также оформление «стола заказов», на плечи самой ремонтной
мастерской, от чего её плечи начинают трещать.
Рентабельность
ремонтного бизнеса очень низкая — 6% в лучшем случае. Ремонтировать
невыгодно, выгоднее купить новое, нового поколения и дешевле. Но даже
если обыватель хочет починить любимый телевизор, у ремонтников вряд ли
найдутся запчасти для модели, которая старше пяти лет. Но есть один
тренд, который и спасает мастеров — это ремонт холодильников. Здесь
ситуация совсем другая. Холодильники не выбрасывают как плейеры, и они
не устаревают так быстро, как мобильные телефоны. А вот в ремонте они
просты — любого уже имеющего какую-то квалификацию мастера, можно
научить чинить холодильники за один месяц.
С чего начинать бизнес по ремонту бытовой техники?
Если
работать по-крупному, то с организации или заключения договора с
хорошим колл-центром. Без колл-центра и запоминающегося номера Ваш
бизнес не выдержит конкуренции. 50% денег на старте вкладывается в
рекламу. А для успеха рекламной компании нужен колл-центр с лёгким
телефонным номером.
Фактор
успеха номер два: сокращение сроков ремонта по сравнению со сроками,
которые могут предложить Ваши конкуренты. За счёт чего это достигается?
Есть хитрость — так называемая «быстрая» логистика при заказе
запчастей. А для этого нужно выстроить сеть из нескольких заменяющих
друг друга поставщиков. Здесь как в ресторане — всё зависит от
поставщиков продуктов, из которых делается меню.
Далее,
полный комплект профессионального тестового оборудования для всех видов
бытовой техники, который обойдётся Вам в среднем 100 тысяч долларов.
Однако,
ещё можно заработать деньги, имея самый примитивный комплект техники
для ремонта — тестер, паяльник и осциллограф. Проблемы с формированием
цивилизованного цивилизованного рынка красноречиво свидетельствуют в
пользу кустарей-одиночек.