Число желающих стать владельцем такого бизнеса продолжает увеличиваться. Далеко не все знают, как организовать салон красоты, с чего надо начинать, затрудняются выбрать между созданием нового заведения и покупкой уже действующего.
Средний уровень для новичков
Отправной точкой в создании салона красоты всегда является либо концепция, под которую затем подбирается помещение, либо помещение, с учетом особенностей которого вырабатывается концепция. С первой, как это не парадоксально, обычно начинают профессионалы, развивающие сети, либо новички, имеющие определенные предпочтения. Они зачастую основываются на стереотипах, не имеющих отношения к реалиям рынка, на понятном желании повторить гдето увиденное и понравившееся заведение. В результате совершается ошибка, ведущая к потере потенциальных возможностей и упущенной прибыли — эффективность концепции салона напрямую связана с его расположением, размером и запросами целевой аудитории.
Многие, желая открыть свой салон красоты и имея достаточные финансовые возможности, непременно хотят создать элитное и дорогое заведение. Иногда консультанту приходится приложить немало усилий, чтобы убедить в нецелесообразности такого намерения. Возникает резонный вопрос: а чем плох этот вариант? Ответ: лишь очень ограниченное количество зданий, помещений и мест расположения подходит для открытия элитного салона красоты. К тому же данный сегмент рынка услуг уже достаточно насыщен — к нему относится 60–65% всех московских салонов. В провинции ситуация несколько иная — beautyбизнес там только формируется, в изобилии имеются свободные ниши. Однако уровень жизни в российских регионах не настолько высок, чтобы скольконибудь значительный процент населения мог посещать дорогие салоны красоты. Это, конечно, не значит, что новое заведение класса premium создать невозможно. Просто вложенные в него средства будут окупаться достаточно долго: 4–5 лет — вдвое больше среднерыночных показателей для салонов среднего уровня. Следовательно, в настоящее время открытие элитного заведения — это больше фактор престижа, чем прибыльный бизнес.
Салонов красоты среднего класса в Москве не так много, хотя в последние 6–8 месяцев этот сегмент стал заполняться особенно интенсивно. Открытие такого заведения не требует большого количества средств: в настоящий момент при наличии помещения достаточно, например, стартовых 30–50 тыс. долл., чтобы открыть небольшой салон красоты. На проектирование, дизайн и оборудование салона красоты среднего уровня требуется уже около 100 тыс. долл., топ класса — до 300 тыс. долл., на центр эстетической медицины — до 650 тыс. долл.
Начинать здесь выгоднее либо просто с качественной парикмахерской с расширенным набором услуг, либо с салона красоты в европейском стиле — вполне демократичного заведения «для всех». Цены в этом случае будут доступны для широко круга потребителей, что положительно скажется на формировании и расширении клиентской базы.
Сколько можно заработать на красоте?
Доход салона красоты складывается из стоимости всех процедур и розничной наценки на профессиональную косметику, которая реализуется клиентам для домашнего использования, за минусом расходов (аренды помещения, оплаты персонала, амортизации оборудования, себестоимости косметики и т. п.).
Обычно затраты на оборудование окупаются на третий — четвертый месяц его использования, после чего каждая процедура приносит 20–50 долларов чистого дохода. Если к этому времени у салона складывается постоянная клиентура, хотя бы 30–70 человек, то можно рассчитывать на доход в 6–10 тыс. долл. в месяц. Еще 1–2 тыс. долл. в месяц приносит торговля косметикой. Таким образом, вложив в старт салона 40–60 тыс. долл., через полгода удается не только вернуть вложенные деньги, но и реинвестировать средства в развитие салона, перейдя в более высокую категорию салонов красоты, а через год — уже замахнуться, скажем, на центр SPA.
Правда, надо учитывать, что действительно большую прибыль способны давать только сети. Тут приходится выбирать между успокоением на достигнутых результатах, инвестициями в расширение бизнеса и присоединением к одной из действующих сетей на основе франчайзинга. Кроме того, прибыль приносит далеко не каждый салон красоты — большое значение имеет место расположения бизнеса, его реклама, профессионализм мастеров и т. д.
Как покупать салон красоты
Вариант покупки салона красоты рассматривают большинство желающих стать собственником такого рода бизнеса. Для инвесторов, заинтересованных в приобретении салона красоты, важны следующие факторы:
наличие в собственности помещения или договора аренды сроком минимум на три года; людное место в пределах Садового кольца (в Москве) или в спальном районе; оригинальные интерьеры, ремонт; работоспособное и морально новое оборудование; отсутствие убытков от деятельности салона; укомплектованный штат сотрудников; наличие всей разрешительной документации; площадь салона от 100 до 400 кв. м.
Этим требованиям соответствуют далеко не все имеющиеся предложения о продаже. Иногда покупателям приходится довольствоваться и меньшим. Главным критерием, характеризующим положительные результаты деятельности салона, является его прибыль. Однако потенциальный инвестор должен учесть несколько показателей, характеризующих работу бизнеса. Это эффективность использования площади (12–13 кв. м на одно рабочее место), выработка с одного рабочего места (2,5–4 тыс. долл. в месяц), доля заработной платы от выручки (не более 30%), часть выручки, идущая на закупку расходных материалов (не более 10%).
Если покупаемое заведение достигло этих нормативов, то вы можете быть уверены в сохранении прибыли, но ее дальнейшего увеличения можно будет ожидать только после расширения бизнеса или увеличения клиентской базы. Если показатели меньше, то салону есть куда «расти», и определенные организационные изменения смогут только повысить эффективность его работы. Примерно год назад на рынке готового бизнеса существовал ощутимый дефицит салонов красоты. Сейчас спрос практически полностью удовлетворен. В продаже появляется достаточно большое число компаний, которые быстро меняют собственника. На их место приходят новые заведения. Единственный сегмент, предложение в котором недостаточно, — салоны красоты, работающие на собственных площадях. Здесь спрос в несколько десятков раз превышает предложение.