Когда возникает потребность в привлечении внешнего
инвестирования, предприниматель обращается в банк или
специализированный фонд по финансированию. Инвестор, как правило,
захочет ознакомиться с бизнес-планом нового проекта. Составляется
объемный документ, который предоставляется на суд потенциального
инвестора. Однако часто положительное решение по проекту не
принимается. По мнению некоторых специалистов, это связано с тем, что
бизнес-план, в традиционном понимании этого документа просто устарел.
На смену традиционной модели бизнес-планирования приходят новые
методологии, предусматривающие четкое и емкое изложение нового проекта.
Эксперты подчеркивают, что огромное количество бизнес-планов просто не читается потенциальными инвесторами. Например, руководитель британской инвестиционной компанииAxxon CapitalШерил Маршалл не скрывает этого. Он заявляет о том, что ему намного важнее побеседовать и
познакомиться с самим предпринимателем, чем читать документы,
составленные сторонними организациями. Многие финансисты не так явно
высказываются по этому поводу, но суть дела из-за этого не меняется.
Практически все высказываются о том, что не читают представленные им
бизнес-планы. Связано это с разными причинами. Некоторые потенциальные
инвесторы испытывают сильную загруженность, другие не видят смысла
изучать объемные и однотипные документы, третьи финансисты считают, что
в традиционных бизнес-планах не достаточно ценной и важной информации.
Фактически, бизнес-план в его привычном виде становится не актуальным.
В то время, как соискатели финансирования относятся к составлению плана
с полной ответственностью, инвесторы все больше теряют интерес к
изучению этого документа. Однозначно нельзя заявлять о том, что
бизнес-план не нужен и нет необходимости заниматься его составлением.
Однако тот факт, что традиционный бизнес-план теряет свои позиции,
является объективной реальностью. Недавно был проведен опрос среди ряда
инвестиционных компаний, в результате которого выяснилось, что 18 из 42
опрошенных организаций принимали решение о вложении финансовых средств
без изучения предоставленных бизнес-планов.
Еще
совсем недавно казалось, что такое отношение к бизнес-планам не
возможно. В настоящее время инвестиционные компании все больше
относятся к бизнес-планам как к документу, далекому от экономических
реалий современной жизни. Объясняется это тем, что современная жизнь не
располагает к определенности и стабильности. Как правило, традиционно
составленный бизнес-план предполагает долгосрочное планирование на
несколько лет. Однако политическая и экономическая нестабильность в
мире, вызывает у значительного ряда инвесторов опасения в невозможности
долгосрочных прогнозов.
Фактически получается, что
в условиях нестабильности нет доверия к долгосрочному прогнозированию,
на которое опирается бизнес-план. К политической и экономической
нестабильности, добавляются изменения, которые происходят в бизнесе. В
частности, инвесторы отмечают влияние Интернета и современных
коммуникационных средств на различные аспекты современного бизнеса.
Западные
финансисты с увлечением ознакомились с научным трудом «Сотрудничающие
сообщества: партнерство ради прибыли в сетевой экономике», который
написали Джэнис Туомбли и Джефри Шумана. Авторы этой работы, касаясь
вопросов составления бизнес-плана, отмечают, что обычно такие планы
прогнозируют развитие бизнеса на несколько лет вперед. В настоявшее
время, отмечают авторы исследования, понятия о сроках планирования
претерпели кардинальное изменение. Изменились и сами инвестиционные
компании. Несколько десятилетий подряд считалось, что без бизнес-плана
не будет предоставлено финансирование. Это была аксиома, которую никто
не оспаривал.
В последнее время на рынках
произошли значительные изменения. Инвесторы могут взаимодействовать с
предпринимателями посредством сетевых ресурсов, в Интернете все чаще
проводятся разнообразные презентации и выставки. Это позволяет
инвесторам моментально отслеживать все выгодные проекты для вложения
свободных средств, а не изучать многостраничные документы под названием
бизнес-план. Современные инвестиционные компании четко реагируют на все
колебания на фондовых и сырьевых биржах. Инвесторы стремятся
действовать наверняка и заставить их вложить деньги можно только в
стоящие проекты.
Естественно стремление вложить
финансовые средства в перспективные проекты или в проекты, которые
способны в ближайшее время принести прибыль. При этом, несмотря на
приверженность к анализу биржевой информации, данных о стоимости ценных
бумаг и другой объективной информации, потенциальные инвесторы люди и
подвержены влиянию эмоциональных факторов. Всем желающим получить
деньги для своего проекта необходимо пересмотреть свое отношение к
составлению бизнес-планов. Теперь нужно прилагать намного больше
усилий, чтобы заинтересовать инвесторов. Коммерческим структурам и
индивидуальным предпринимателям нужно изменять свои подходы,
применяемые для убеждения инвесторов. Прежде всего, нужно начать
использовать современные средства и технологии в процессе убеждения
финансистов.
Для того
чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов, необходимо, к
примеру, подготовить специальную презентацию нового проекта. Подготовка
и проведение презентации, намного более эффективно, чем написание
традиционного бизнес-плана. В ходе презентации, возможно, ответить на
все вопросы, возникающие у инвесторов и ярко представить собственный
проект. Вместо обширного плана, можно составить небольшой конспект,
описывающий новый проект. Этот конспект представляет собой соединение
описания нового товара или услуги с собственным видением
бизнес-процессов, которые будут происходить в дальнейшем при
продвижении на рынок проекта. Данный документ должен быть составлен
заранее и давать ответы на вопросы, которые могут возникнуть у
потенциальных инвесторов.
Разумно создать
собственный сайт. Создание и размещение в сети собственного ресурса, с
одной стороны, может привлечь внимание инвесторов, а, с другой стороны,
даст представление о вашей фирме, вашем предложении, новой услуге или
продукте. Недаром существует понятие, описывающее один из видов сетевых
ресурсов, как «сайт-визитка». Создание такого сайта позволит компании
любого уровня использовать современные коммуникации при общении с
инвесторами, заказчиками и потребителями. Специалисты отмечают, что чем
больше бизнес связан с Интернетом, тем более сложным с технической
точки зрения и привлекательным с внешней стороны должен быть сайт.
Только
после того, как подготовлены все презентационные мероприятия, бизнесмен
должен уделить внимание самой важной проблеме, связанной с получением
финансирования. Это финансовая проблема. Другими словами, необходимо
представить инвестору реальные доказательства прибыльности нового
проекта. Инвестор заинтересуется новым проектом только в том случае,
когда будет уверен в своевременном возврате своих средств. Для этого
необходимо привести убедительные доводы, подкрепленные расчетами,
убеждающие в прибыльности проекта.