Предпринимательская деятельность должна приносить определенный доход,
вне зависимости от вида бизнеса и организационной формы коммерческой
структуры. В начале пути перед каждым бизнесменам стоят вопросы,
связанные с организационными моментами создания своего дела, выбором
формы собственности, мотивации персонала и множество других проблем.
Многие предприниматели слышали о необходимости создания бизнес-планов.
Однако для какого бизнеса необходимо планирование?
На современном
этапе развития рыночной экономики, среди специалистов нет единого
мнения по поводу планирования бизнеса. Вместе с тем все рекомендации
специалистов сводятся к тому, что успешность любого коммерческого
начинания определяется полученными доходами. Часто дополнительный доход
приносит расширение рынков сбыта, увеличение объемов производства
товаров или предоставления услуг. Для всех этих процессов необходимо
дополнительное финансирование.
Современные реалии таковы, что
индивидуальный предприниматель или коммерческая организация могут
получить финансовые средства из разных источников. Каждый вид
заимствования имеет свои положительные и отрицательные моменты.
Основная задача предпринимателя как раз и состоит в том, чтобы получить
необходимые для развития бизнеса финансовые средства при наименьших
затратах, связанных с заимствованием.
Еще одна из важных
задач, стоящих перед каждым предпринимателем, это достичь в своем
бизнесе господствующие позиции. Недостаточно просто оказывать услуги
или производить товары не лучше, чем конкурирующие структуры. Каждый
успешный бизнесмен должен иметь свои преимущества, выделяющие его на
рынке товаров и услуг. Достичь этого чрезвычайно трудно. Естественно
конкуренты стремятся в свою очередь добиться преимущества для своего
бизнеса, применяя для этого маркетинговые, производственные и другие
методы присущие добросовестной конкуренции. Нельзя исключить применения
в отношении вашего бизнеса и других методик, которые принято относить к
приемам недобросовестной конкуренции. Тем не менее, необходимо
стремиться опережать конкурентов и соответствовать всем требованиям
современного рынка товаров или услуг.
Не менее важно добиться
того, чтобы пути доставки новых изделий или услуг до конечного
потребителя, были оптимизированы. Эти пути доставки весьма различаются
между собой. Некоторые из них просты и не требуют особых пояснений. А
некоторые сбытовые каналы имеют сложную и запутанную структуру, в
которой под силу разобраться только профессионалу. В любом случае,
наличие четко работающих каналов доставки товаров и услуг – важнейшая
основа для успешного ведения бизнеса любого уровня.
Бизнес-план очень важен для осуществления предпринимательской
деятельности. Планировать необходимо коммерческую деятельность компаний
и их структурных подразделений. Причем в самом бизнес-планировании
важнейшее место занимает финансовый аспект ведения бизнеса. Если быть
более точным, то именно изучение движения финансов за определенный
период времени особенно важно для бизнес-плана.
Существуют
несколько научных моделей, описывающих движение финансов на
предприятии. Одна из популярных методик, известная под названием UNIDO,
а также некоторые другие зарубежные и отечественные разработки
базируются на финансовом подходе. При этом предполагается, что основное
внимание будет уделено денежным потокам в бизнес-процессе. В научной
литературе движение денежных средств имеет различные обозначения.
Начинающему предпринимателю необходимо знать, что скрывается под
некоторыми научными терминами.
Прибыль, имеющаяся в
распоряжении коммерческой структуры до погашения процентов по кредитам
и уплаты налогов, обозначается как «EBIT». Под термином «taxes»
понимается суммы налогов, которые уплачиваются из полученной прибыли.
Возможные дополнительные траты, например, связанные с колебаниями на
валютном рынке, обозначаются термином «additional expenses». Термином
«reserves» обозначаются финансовые обязательства, связанные с
рискованными финансовыми операциями. Потребность коммерческого
предприятия в оборотных средствах обозначается как «NVC». Термином
«FCF» обозначаются свободные денежные средства предприятия, которые оно
может направить в необходимое для бизнеса русло. По мнению многих
специалистов, именно этот показатель является одним из важнейших при
определении успешности компании на рынке и является одним из параметров
рыночной стоимости бизнеса.
В заключении стоит отметить, что
бизнес-планы и их конкретное содержание отличаются в зависимости от
особенностей того или иного вида предпринимательской деятельности.
Бизнес-план также имеет свои особенности, связанные с размерами
компании и бизнеса, которым она занимается.