Древнее искусство татуировки переживает второе рождение. Украшать тело рисунками стало модно. А где мода – там возможность хорошо заработать. Месячная прибыль московского салона, оказывающего тату-услуги, превышает 5000 долларов.
Портрет клиента: от артиста до министра
Первые фирмы, превратившие «нательную живопись» в массовую услугу, появились в России в конце 80-х годов. Сегодня только в Москве их десятки. И ряды таких салонов продолжают расти вслед за ростом интереса к татуировке и родственным ей искусствам – пирсингу и боди-арту.
Татуировка перестала восприниматься в нашей стране как атрибут уголовного мира. Памятные знаки наносят на тело не только рок-звезды, спортсмены и подражающая им молодежь. Например, год назад сделал татуировку министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, левый бицепс которого украшает теперь рисунок с символикой МЧС.
Обычно тату-салоны выполняют целый комплекс услуг. То есть вместе с татуировкой они предлагают клиентам сделать пирсинг, перманентный макияж, боди-арт, различные афро-косички, интим-стрижку. А большую часть оборота крупных фирм формируют поставки специального оборудования и расходных материалов другим салонам.
$7000 – для старта
Есть ли некая магическая формула, благодаря которой человеку, задумавшему открыть тату-салон, обеспечен верный успех? Многое зависит от изначальной концепции бизнеса, в которой важно учесть целый ряд факторов.
Чтобы начать татуировочный бизнес в Москве, нужно вложить за полгода в районе $7-12 тыс. Первое, о чем надо позаботиться, – это арендовать помещение. Самый дешевый вариант – снять квартиру в жилом доме. Так на первом этапе поступил известный столичный салон «Ультра».
– Но мы изначально шли к тому, что будем работать профессионально, и занялись поиском специального помещения, – вспоминает его хозяйка Елена Осипова.
И это понятно. Фирме, которая базируется в жилом доме, будет постоянно угрожать столкновение с СЭС и другими государственными службами. К тату-салону предъявляются строгие санитарные требования: отдельный вход; моющиеся полы, стены и потолки (!) в кабинете, где ведется прием клиентов; на одно рабочее место мастера должно приходиться не менее 12 кв. м.
Поэтому обычно профессионально работающие салоны снимают несколько кабинетов в парикмахерских или фитнес-центрах. Случается, что арендуется какой-нибудь из переоборудованных подвалов. Для нормальной работы в соответствии с нормами СЭС надо хотя бы 20-30 кв. м. И, таким образом, полугодовая аренда обойдется в Москве в сумму от $1200 до $3600.
Кроме того, неплохо бы придать помещению запоминающийся внешний вид и сделать вывеску. На это, в зависимости от собственных вкусов и возможностей, придется потратить еще от $1,5 тыс. до $4 тыс.
Есть ли связь между успехом салона и местом, где он работает? Далеко не всегда. Гораздо важнее квалификация его мастеров. Клиенты обычно едут делать татуировку к конкретному специалисту, а где он ведет прием – в центре или спальном районе, не так важно.
Другое дело – пирсинг. Уровень мастеров, которые производят эту процедуру, приблизительно одинаков. Поэтому салон, специализирующийся на пирсинге, лучше открыть там, где бывает много молодежи, – в районе университета, лучше поблизости от метро.
Еще примерно $2300 потребуется, чтобы закупить оборудование и расходные материалы. В России профессиональные «машинки» для тату почти не выпускаются. Поставляются они главным образом из Европы и США. И, кстати, поэтому сегодня цены в прайс-листах поставщиков часто указываются в евро.
Придется потратиться также на мебель, приобретение разрешительных документов и сертификатов в СЭС и специализированных сертифицирующих фирмах. Сертификация одного рабочего места стоит от 1000 рублей.
И наконец, нужно, чтобы о новом салоне узнали клиенты. На стартовом этапе необходимо ежемесячно вкладывать около $300 в рекламу: развесить уличные щиты, как минимум полгода активно информировать потенциальных клиентах о себе через специализированные журналы. Затем рекламную кампанию желательно периодически повторять, участвовать в тату-конвенциях, тату-фестивалях, выставках косметических, эротических услуг и товаров.
Кто как
Каждый салон выбирает свою тактику развития бизнеса.
– Мы начинали десять лет назад с перманентного макияжа – коррекции контура губ, бровей, – рассказывает хозяин салона «Мерилин» Виталий Охотенко. – И постепенно перешли к таким процедурам, как пирсинг и художественная татуировка. Открыли свою студию, профессиональную школу и магазин по продаже оборудования. Но по-прежнему главным направлением деятельности нашей фирмы остается оказание высококачественных услуг.
По иному пути пошел другой московский салон – «Биотек», эксклюзивный дистрибьютор в России итальянской компании Biotek – известного проивзодителя инструментария для тату-мастеров.
– Мы построили свою стартовую стратегию на продаже фирменного импортного оборудования. А позже занялись пирсингом и художественной татуировкой, пригласив высококвалифицированных мастеров, – говорит владелец салона Виталий Климов. Партнеры «Биотека» – одноименные фирмы в российских регионах, закупающие у него львиную долю оборудования и расходных материалов.
На тесном сотрудничестве с родственными иностранными компаниями базируется и успех салона «Тату3000». Его совладелец Дмитрий Маслак установил тесные связи с известным английским производителем украшений для пирсинга Gold Steel.
А попал Маслак в татуировочный бизнес почти случайно. После службы в армии сделал тату одному знакомому – тому понравилось, он привел новых клиентов. Те, в свою очередь, рассказали о хорошем мастере другим. Образовалась целая цепочка. Так и пошло.
Кадровый вопрос
Тату-салоны открываются не так часто, как, допустим, парикмахерские. Поэтому хороших специалистов по перманентному макияжу и татуировке немного. Многие из практикующих сегодня мастеров когда-то начинали работать на дому, а позже пришли в тот или иной салон и таким образом легализовались.
Какие требования предъявляются к такой редкой профессии? Одного умения рисовать мало.
– Необходима еще и любовь к этому непростому искусству, требующему усидчивости, терпения, – считает Виталий Охотенко. – Важно разбираться в анатомии человеческого тела, знать, как делать анестезию, иметь представление об асептике и антисептике. Поэтому желательно получить среднее медицинское образование. Или хотя бы пройти медицинский курс «Сестринское дело».
Опытный мастер владеет всеми стилями, образовавшимися за 30 тыс. лет развития татуировочного искусства. При этом он обладает яркой индивидуальностью. Салон, где работает такой специалист, никогда не останется без клиентов. Не случайно самыми успешными фирмами в этом бизнесе владеют предприниматели, сами являющиеся отличными мастерами и нередко продолжающие практиковать.
Новые салоны набирают персонал по рекомендациям и по объявлениям. Узкий круг знатоков татуировочного искусства тесен. Молва об открытии еще одной фирмы разносится быстро. По договору, который заключается с мастером, чаще всего он работает за определенный процент от выручки. Доля эта может составлять от 30% до 50%: чем ниже уровень раскрутки и посещаемости салона, тем выше ставка.
Что касается прейскурантов на выполнение татуировки и смежных услуг, то они зависят от размера и сложности работы. Принятый в России стандартный рисунок «с сигаретную пачку» стоит от $50 и выше. Пирсинг мочки уха – от $20, коррекция контура губ с изменением формы – от $90.
Проблемы и перспективы
Салон начинает приносить доход, когда каждый день в него обращаются хотя бы пять человек, делающих ту или иную процедуру или покупающих новые пирсы. Обычно это происходит, когда появляется больше десяти постоянных клиентов. Жесткой борьбы между татуировочными фирмами нет. Основную конкуренцию им составляют мастера-надомники, играющие на понижение цен. Однако нелегалы не могут и не хотят оказывать весь комплекс услуг, связанных с модификацией (изменением) облика человеческого тела. Что и делают легальные салоны, чтобы привлечь клиентов.
Многие зарабатывают также на обучении всех желающих основам художественной татуировки. Полный курс для начинающих стоит от $300. Однако если новичок в будущем планирует открыть свое дело и изъявляет готовность купить в фирме-наставнице оборудование, ему обычно дается скидка на обучение, доходящая до 50%. Делается это с далеко идущей целью – чтобы вырастить постоянного партнера, который не раз еще обратится к своим учителям за консультацией или расходными материалами.
Впрочем, чтобы создать тату-фирму, не обязательно быть мастером. Но важно разбираться в татуировках и во всех нюансах, которые с ними связаны: знать основное оборудование, расходные материалы, спрос на те или иные процедуры или стили татуировок, который часто формируется самими тату-салонами.
Во многом татуировочный бизнес близок к косметическому. Но у него есть свои специфические проблемы, заметно осложняющие работу. До сих пор в нормативных актах нет четкого определения татуировки. Отсюда сложности с лицензированием. Государственные эксперты в ответ на запросы владельцев салонов пишут то одно, то другое. Художественную татуировку то определяют как разновидность татуажа, то как вид перманентного макияжа. В результате требования к персоналу, работающему в салоне, постоянно меняются. Подстроиться под них очень трудно. И предпринимателю, решившему начать этот бизнес, придется уделять особое внимание тому, чтобы наладить отношения с чиновниками-контролерами. Нет в России официально и такой специальности, как татуировщик: во всяком случае, в реестре трудовых профессий об этом не сказано ничего. Поэтому, заполняя мастеру трудовую книжку, придется написать в ней просто «художник». Владельцы тату-салонов считают, что пора создать собственную организацию, которая лоббировала бы их интересы и способствовала распространению объективной информации об их бизнесе.
Но, несмотря на трудности, многие салоны действуют уже не первый год, и достаточно успешно. Чистая прибыль тату-фирмы, работающей в Москве, начинается с $5 тыс. в месяц. У салона-новичка на формирование постоянной клиентуры уходит до года. А потом деньги, вложенные в его создание, с лихвой окупаются.
Счет
Долларов, в ср. за мес.
Процентов от выручки, в ср. за мес.
Выручка
10000
100,0
Расходы
5000
50,0
В том числе:
– на зарплату персоналу (5 чел.)
500
10,0
– на покупку расходных материалов
1800
36,0
– на рекламу
1000
20,0
– на аренду помещения (25 кв. м)
500
10,0
– на налоги
1200
24,0
Чистая прибыль
5000
50,0
На такой результат может рассчитывать салон, обслуживающий в день 10 клиентов, каждый из которых платит по 1000 рублей. Расчет сделан на основе опроса предпринимателей. Расходы на оплату персонала указаны без учета процентов, которые получают за работу тату-мастера.
Очень полезная статья. Пытаюсь леголизироваться из мастера надомника, столкнулся с проблемой: владельцы парикмахерских бояться СЭС какие нормы для тату масетра существуют? Сестринских курсов которые преподают в упк хватит чтобы открыть бизнес? И вообще по каким стандартам можно отфутболить СЭС ведь как оони говорят вы работаете с проникновением в кожу...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация |
Вход ]