Есть
одно очень серьёзное заблуждение относительно того, кем должен работать
писатель «в миру». Кстати, тот факт, что писатель должен где-то
работать, ходить на службу — вообще не дискутируется. Это понятно
априори. Так вот: кем должен работать писатель?
Только
ни в коем случае не переводчиким, не журналистом и не литературным
редактором в журнале. Смысл в том, чтобы в свободное от писательства
время писатель НЕ ПИСАЛ. Иначе он сойдёт с ума. А если не сойдёт с ума,
то писателем точно не будет. Может быть, так и лучше?
Точнее
вот как. На своей службе писатель должен заниматься такой работой, при
которой не нужно много и усиленно думать, а то, не дай Бог, ещё и
буковки выводить. Всё что угодно — работать грузчиком в порту, работать
на стройке, гуртовать единорогов, ловить бабочек — только не заниматься
интеллектуальным трудом, связанным с сидячей работой и умственным
напряжением.
Тогда у писателя возникает голод, настоящий голод по
культуре и творению Слова. И тогда, приходя с работы домой, он
бросается писать. Очень многие люди, даже не имеющие отношения к
творчеству, живут так: полгода работают, а следующие полгода, проедая
заработанные деньги, занимаются тем, чего просит душа. Так работал, к
примеру, начинающий поэт — Иосиф Бродский. На всё лето, начиная с мая,
он уезжал в геологическую партию, а потом всю зиму занимался
самообразованием и творчеством.
Другое
дело — сложившиеся поэты и писатели. Они могут заниматься преподаванием
(немного), писать авторские колонки в газету, вести передачу на ТВ.
Всё, заметьте, в единственном числе. Но начинать даже с этого молодому
таланту — противопоказано.
Литинститут, премии и тусовки
Можно
я ограничусь коротким ответом? Не поступайте, не стремитесь, не ходите.
Это немодно. Это не приносит никакой пользы. Это не приносит никаких
денег.
Что такое «самотёк»?
Самотёк
— так называют поток авторских рукописей, поступающих в издательства.
Как правило, судьба таких рукописей печальна — их не печатают, не
рецензируют и не возвращают. Обращаться в издательство имеет смысл
только тогда, когда директор издательства — Ваш знакомый. И то, это не
гарантирует Вам доход с тиража и солидные гонорары.
Писатели в Интернете
Все
сейчас говорят о том, как интернет спас начинающих писателей. И это
действительно так. Блогерство и ЖЖ — это способ самовыразиться не
только для дураков, но и для тех, кому действительно есть что сказать
миру хорошим русским языком. Особенно, если Вы умеете работать в малом
жанре — эссе, рассказ, новелла. А также, если Вы пишете стихи. В океане
графомании Ваш талантливый голос будет обязательно услышан. А мода на
блогеров, которые воспринимаются сегодня как самые актуальные
ньюсмейкеры, заставит журналистов обратить на Вас внимание и пригласить
на интервью. А там и издатели заключат с Вами контракт.
Чукча не читатель — чукча — писатель.
Если
Вы ничего не читаете, то делать в писательском ремесле Вам нечего.
Сразу оговорюсь, речь идёт не о том, чтобы читать своих современников.
Их-то как раз можно и не читать. В отношении современников, приведённая
выше пословица верна. Читать нужно классику. Во-первых, потому что там
содержатся стратегические запасы грамотной и богатой русской речи.
Во-вторых, потому что писатель должен уметь дистанцироваться от своего
времени, иначе он превратится в журналиста районной малотиражки. Ну и
вообще, писательство — это ремесло, и здесь, как в любом другом
ремесле, цеховой подмастерье должен проходить обучение у Мастера —
нравится ему это или не нравится.
Когда
Ваньку Жукова отдали из деревни в город на обучение к сапожнику, ему
тоже не нравилось качать хозяйкиного младенца и получать селёдкой по
морде. А с другой стороны, кто бы доверил деревенскому дикарёнышу с
неразвитой мелкой моторикой руки кроить куски дорогой кожи? Ученичество
нужно воспринимать со смирением — поэтому, читайте классику, даже если
Вам это тяжко. И начните уже с Бунина — Бунин это матанализ для тех,
кто хочеть писать на русском языке: сложно и невыносимо, но надо.
Если договор с издательством Вы уже заключили.
Вношу
лепту оптимизма. Издателям известно одно хитрое правило: закармливать
читателя одними и теми же фамилиями — нельзя. Поэтому издательства
всегда пребывают в поиске. Кроме того, если вы не графоман, и Ваш текст
понравится прочитавшему его редактору, то Вас обязательно пригласят на
разговор. И вот тираж напечатан. Сразу огорчу — Вас кинут. Тираж будет
больше, чем указано на обложке книги. Разницу Вы не увидите. И это
только один способ не доплатить автору. Но заплатить-то Вам всё равно
заплатят. Сколько?
Автор
получает 10% с общей прибыли от реализации тиража. В реальных деньгах
это пять рублей с проданного экземпляра книги — такова средняя
температура по больнице. Причём расчёты ведутся от отпускной цены
издательства — а не от той цены, по которой книга продаётся в магазине.
А отпускная цена издательства, понятно, ниже.
В итоге, за написанную книгу как начинающий автор Вы получите от 500 до 600 долларов максимум. И всё.
Кроме
того, издательство попросит Вас писать продолжение, чтобы сделать из
Вашего имени бренд, приучить нему читателя. Вот почему, если Вы —
типичный автор одной книги, то с Вами не захотят даже разговаривать.
Напишите сразу две, а то и три части. Напишите книгу в трёх частях. И
скармливайте тигру по кусочку.
Хорошо пишущих и даже просто грамотных людей очень мало. И с каждым годом становится всё меньше. Поэтому у Вас есть шанс. Источник
|