Любой начинающий бизнесмен рано или поздно встает перед проблемой расходов на аренду или покупку офиса. И на этапе старта обычно нет средств на покупку недвижимости, да и за аренду хочется платить как можно меньше. На первом этапе не стоит спешить с покупкой, для начала в большинстве случаев подойдет и аренда. Несомненно лучшим вариантом будет обратиться в зарекомендовавшее себя агенство недвижимости. Однако некоторые вопросы Вам предстоит решать самому исходя из индивидуальных требований и деятельности бизнеса. Аренда - это взаимовыгодная передача недвижимости во временное пользование. Для аренды офиса необходимо учитывать важность таких факторов как близость к центру, метро и транспортным развязкам, то есть география месторасположения. Состояние готовности офиса на момент сдачи его в аренду, будете ли вы благоустраивать его собственными силами, либо вам подходит только полностью готовый к эксплуатации вариант. Наличие коммуникационных сетей, в наше время не легко обойтись например без интернета, в некоторых отдаленных офисных помещениях проведения телефона и интернета до сих пор находится на стадии проекта.
Перед тем как арендовать офис нелишним будет ознакомиться с классификацией офисных помещений в России. Итак к классу "А" можно отнести престиж, комфорт и качество. Это офисы высших международных стандартов, с высококачественной отделкой и архитектурным планированием. "Б" - бюджетный офис эконом класса. В основном такие офисы расположены в помещениях после капитального ремонта и умеренным набором предоставляемых удобств. Имейте в виду, что офисы после любого ремонта стоят в разы дороже нежели с черновой отделкой. Если у Вас нет стремления к шикарному помещению, возможно проще будет найти офис с черновой отделкой либо совсем без предварительного ремонта и устроить его уже на свое усмотрение. В этом случае вы потратите деньги всего один раз на ремонт, а не будете доплачивать за него круглую сумму каждый месяц. Класс "С" - это советские офисы, расположенные в бывших зданиях НИИ, заводоуправлениях и т.п. "D"- это переделанные жилые помещения под офисные.
Как же лучше снять офис?
Первый вариант – осуществлять поиск через друзей, родственников и знакомых. Возможно Вам повезет и найдется нужный человек, у которого пустует именно такое помещение, которое как раз подходит для вашей деятельности и он готов сдать его по подходящей для Вас по цене, срокам и т.п. Второй вариант - разместить объявление в газетах и в Интернет с указанием всех пожеланий и параметров требуемого помещения и терпеливо ждать, когда Ваше объявление попадется на глаза собственнику подходящего помещения. Можно обратиться в малые и крупные агентства недвижимости, но только не контактируйте с информационными агентствами. Здесь Вы точно потеряете время и деньги.
Допустим требуемое помещение в аренду найдено и по первичным признакам отвечает вашим индивидуальным требованиям. Здесь начинается процесс переговоров с хозяевами (Арендодателями). Возникает ряд вопросов, которые должны быть оговорены до подписания договора аренды и отражены в тексте заключаемого договора об аренде офисного помещения. Необходимо обязательно выяснить какое право имеет сам арендодатель на сдаваемое помещение и исходя из этого определять форму договорных отношений. Когда помещение находиться в собственности (возможно самый безопасный вариант) у Вас будет договор прямой аренды. В случае заключения договора прямой аренды на срок менее одного года нет необходимости в государственной регистрации сделки, на срок более года регистрация обязательна. Если арендодатель сам арендует сдаваемый офис у собственника, Вы должны заключить договор субаренды. Учитывайте, что срок действия договора субаренды не может превышать срока окончания действия договора прямой аренды, заключенным между собственником помещения и юридическим лицом, сдающим Вам офис в поднаем.