Приветствую Вас Гость | RSS

Твой бизнес: идеи бизнеса и бизнес-планы

|Категория 18+| Суббота, 01.02.2025, 21:01

Главная » Статьи » Полезные cтатьи

Как белые активы фирмы сделать черными (неучтенными)

Способов перевода «белых» активов компании в разряд «черной» бухгалтерии существует достаточное количество. И здесь многое зависит от особенностей конкретного предприятия: вид деятельности, организационно-правовая форма, количество работающих на предприятии сотрудников, и др. Далее мы рассмотрим несколько нехитрых способов, с помощью которых легко и эффектно можно превратить «белое» в «черное».

Зачем бухгалтерии «чернеть»?

Не нужно быть большим специалистом в экономике и финансах, чтобы понимать, что денежные средства, находящиеся на расчетном либо каком-то ином счете предприятия (валютном, спецссудном, депозитном и др.), легко контролируемы государством, в частности — налоговыми органами. Поэтому каждое направление расходования этих денежных средств должно быть обосновано документально, в соответствии с действующим законодательством.

Получается, просто так и не перечислишь требуемую сумму, и наличные деньги без серьезных оснований не получишь.

А если у предприятия возникла острая необходимость понести те либо иные расходы, которые нежелательно либо категорически нельзя афишировать? А как быть, если такая необходимость возникает регулярно? В таких случаях как-то слабо действуют контраргументы вроде «ведь это не очень законно», «нужно работать честно и открыто», и т.п. — жизнь есть жизнь, и ее законы, по независящим от нас причинам, могут вступать (причем довольно часто) в противоречие с действующим законодательством.

Среди подобных расходов в первую очередь можно отметить выплату заработной платы «в конвертах». К ним же относятся различного рода подношения «нужным людям» по поводу и без повода, выплачиваемые откаты, приобретение товаров, сырья и материалов по цене ниже «официальной», и т.п.

Как правило, для финансирования таких расходов нужны наличные денежные средства. Однако не возьмешь ведь из официальной кассы предприятия требуемую сумму для приобретения подарка налоговому инспектору, или на выплату заработной платы — без уплаты соответствующих налогов! Вот для решения подобных проблем руководители предприятий нередко прибегают к такому средству, как «обналичивание» (могут быть и другие названия — «перевод в тень», и др.).

Смысл данной операции заключается в том, что с расчетного счета предприятия перечисляется определенная сумма денежных средств; получателем этих средств выступает какое-либо другое предприятие.

Эта хозяйственная операция оформляется документально в соответствии с действующим законодательством: например, заключается договор на оказание услуг, либо договор купли-продажи, и т.п., то есть имеются все законные основания для осуществления платежа. А через некоторое время (как правило — день-два) перечисленная сумма возвращается предприятию в виде нигде не учтенных наличных денег, иначе говоря — в виде «черного нала» (эти деньги возвращаются представителями организации, на реквизиты которой они были перечислены). Причем эти деньги можно получить как в национальной денежной единице, так и в валюте (чаще всего — доллары США или евро).

«Как же такое может быть?», — наверняка спросит читатель. Оказывается, все не просто, а очень просто, в чем мы и предлагаем убедиться.

Плата за неоказанные услуги

Если основанием для осуществления платежа является договор на оказание услуг (неважно, каких — консалтинговых, маркетинговых, транспортных или каких-то еще), то в официальном бухгалтерском учете все выглядит очень даже пристойно. После заключения договора предприятие перечисляет с расчетного счета сумму денежных средств, которую необходимо обналичить, по указанным в договоре реквизитам.

Вспомним, какой бухгалтерской проводкой в официальном учете отражается данная операция? Правильно — Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 51 «Расчетный счет» на сумму перечисления. В результате у нас возникает дебиторская задолженность на счете 60 по данному контрагенту. После подписания акта о выполнении работ (оказании услуг) эта задолженность закрывается следующей проводкой: Дебет счета 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму перечисленных денежных средств. Вместо счета 44 могут использоваться счета 20, 23, 25, 26, а в конце месяца эта сумма вместе с остальными затратами списывается в дебет счета 90 «Продажи». Однако лучше отнести эту сумму на счет 97 «Расходы будущих периодов» — чтобы не привлекать в случае проверки лишнее внимание проверяющих органов к затратным счетам, которые проверяются обычно в первую очередь и особенно тщательно.

Вот и все — в официальной бухгалтерии сделка закрыта и по документам, и по данным бухгалтерского учета. Шик, блеск, красота!

На самом же деле, как нетрудно догадаться, никто никому никаких услуг не оказывал и не собирался оказывать. Предприятие, на которое перечислены деньги, на самом деле занимается их обналичиванием, и за эту услугу берет определенный процент — например, 5%. Иначе говоря, перечислив такой организации 100 000 рублей со своего расчетного счета, вы не более чем через день-другой (этот срок оговаривается предварительно) получаете на руки 95 000 рублей наличных денег, причем в той валюте, в которой пожелаете. Очевидно, что эти деньги уже вышли из поля зрения налоговых органов, поэтому с ними можно поступать как угодно, в зависимости от текущих потребностей: выплатить заработную плату «в конвертах», дать кому-то взятку, неофициально приобрести компьютер в отдел продаж, и т.д. Стоит ли говорить, насколько это выгодно!

Ведь в данном случае предприятие избавлено от необходимости платить НДС, налог на доходы и прибыль, налоги от фонда оплаты труда, а также иные платежи в бюджет и внебюджетные фонды!

Возможно, у читателя возникнет вопрос: откуда же фирмы, которые предлагают услуги по обналичиванию денег, имеют столько наличных денег?

Дело в том, что такие организации (их называют также «финансовыми компаниями» или, по-простому — «финками») работают с разными денежными потоками — как с наличными, так и с безналичными.

Например, нашему предприятию нужно обналичить деньги, а кому-то другому — наоборот, превратить имеющийся на руках «черный нал» в безналичные деньги (о том, как осуществляется превращение «черного нала» в «белые» деньги, мы расскажем в другой статье). Услугой обезналичивания нередко пользуются, в частности, предприниматели, торгующие за наличный расчет и, разумеется, скрывающие от налогообложения и сдачи в банк львиную долю выручки; однако иногда им приходится приобретать товары либо услуги за безналичный расчет, и они обращаются за помощью к такой «финансовой компании».

Кроме этого, спрос на безналичные деньги может быть и у других субъектов хозяйствования, имеющих в большом количестве «черный нал». На планировании безналичных и наличных денежных потоков и строят свою деятельность подобные «финансовые компании».

Обналичивание «под товар»

Еще один распространенный способ обналичивания денежных средств и перевода их в разряд «черного нала» — это фиктивное приобретение товарно-материальных ценностей. В просторечии такой вид обналичивания называется «товарное» обналичивание, или «обналичивание под товар».

Смысл данной операции заключается в следующем. Предположим, нашему предприятию необходимо обналичить определенную сумму денежных средств. В этом случае заключается договор купли-продажи, и под этот договор перечисляется предоплата за якобы приобретаемый товар. В официальном бухгалтерском учете составляется следующая бухгалтерская проводка: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 51 «Расчетный счет» на сумму перечисления.

В результате у нас возникает дебиторская задолженность на счете 60 по данному контрагенту. Однако стороны (наше предприятие и организация, которая обналичивает для нас деньги) подписывают необходимые товарно-сопроводительные документы, как будто товар был поставлен. Иначе говоря, у нашего предприятия на руках имеется приходная накладная на товар (ассортимент может быть любым — это оговаривается сторонами отдельно), сумма которой соответствует сумме перечисленных денежных средств. Разумеется, после проведения этой накладной по официальному бухгалтерскому учету имеющаяся дебиторская задолженность по счету 60 закрывается.

Ну а далее — уже известная нам схема: через день-другой представитель нашего предприятия получает у «финансовой компании» наличные деньги за вычетом причитающегося вознаграждения.

Однако в официальной бухгалтерии у нас появляется нестыковка: на склад оприходованы товарно-материальные ценности, которых на самом деле в наличии нет. Эту проблему каждое предприятие решает по-своему: кто-то через некоторое время списывает их по акту списания, кто-то — по акту недостачи, покрывая эту сумму за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Если же на складе, например, до проведения операции обналичивания имелся излишек тех либо иных ценностей, то в приходной накладной можно указать перечень этих ценностей и их количество — в результате после проведения накладной по бухгалтерскому учету фактические и бухгалтерские данные будут приведены в соответствие.

Фиктивная финансовая помощь

Еще один распространенный способ обналичивания денежных средств — это якобы предоставление организации, которая занимается обналичиванием, временной финансовой помощи.

В данном случае стороны заключают между собой договор о предоставлении временной финансовой помощи, который является основанием для перечисления денежных средств. Причем обычно в таком договоре указывается, что финансовая помощь предоставляется без уплаты соответствующего вознаграждения (процентов) и на довольно продолжительный срок (например, на год). Это делается для того, чтобы не усложнять ситуацию: ведь если в договоре предусмотрена выплата вознаграждения за предоставленную помощь, то нужно его выплачивать — в противном случае такая операция при проведении налоговой проверки привлечет особое внимание со стороны проверяющих лиц.

После перечисления по договору финансовой помощи безналичных денежных средств в бухгалтерии предприятия составляется проводка, в которой кредитуется счет 51 «расчетные счета» и дебетуется какой-либо из счетов, используемый для отражения расчетов по кредитам и займам. Это может быть, например, счет 58 «Финансовые вложения», или счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», или счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»; также для этого может использоваться счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

А вот насчет того, каким образом закроется задолженность по предоставленной финансовой помощи, могут быть разные варианты.

Самый простой из них — предоставление безвозмездной финансовой помощи — не подходит: государство давно поняло смысл подобных сделок, а потому согласно законодательству такие сделки облагаются соответствующими налогами.

Однако фирмы, предлагающие услуги по обналичиванию денежных средств, как правило, существуют недолго: их или обнаруживают и закрывают налоговые органы, или они ликвидируются самостоятельно через определенный период времени. Разумеется, эта «самоликвидация» представляет собой лишь смену вывески — например, вместо фирмы «Рога и копыта» будет открыта аналогичная фирма «Рожки и копытца», за которой будут стоять те же люди. Так вот, если организация, которой вы предоставили временную финансовую помощь, по тем либо иным причинам ликвидирована, не погасив задолженность, вы имеете право закрыть эту задолженность в бухгалтерском учете за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех причитающихся налогов и неналоговых платежей.

Если же «финансовая компания» ликвидироваться не собирается, то по истечении срока действия договора о предоставлении временной финансовой помощи его можно пролонгировать на любой срок (например, еще на год).

«Приобретение» нематериальных активов

Одним из распространенных способов обналичивания денежных средств является «липовое» приобретение нематериальных активов. Преимущества данного метода заключаются в том, что нематериальные активы нельзя «пощупать и увидеть» воочию — они существуют, как правило, либо на бумаге, либо на электронных носителях информации. Следовательно, для проверки учета нематериальных активов и, в первую очередь — их фактического наличия, от проверяющих лиц нередко требуется наличие специфических знаний.

Напомним, что к нематериальным активам относятся: лицензии, товарные знаки, патенты, права на пользование земельными участками, авторские права, программное обеспечение, и т.п.

Из всех нематериальных активов для целей обналичивания наиболее удобно использовать программное обеспечение. Например, лицензию купить невозможно — она выдается государственными органами конкретному юридическому лицу для осуществления того или иного вида деятельности. Что касается приобретения прав на пользование земельными участками, авторских прав и т.п., то здесь могут возникнуть различного рода юридические нюансы, совершенно неуместные в свете совершаемой операции.

А программное обеспечение — это, как говорится, «то, что доктор прописал». С организацией, обналичивающей деньги, заключается договор на приобретение программного обеспечения. Причем это может быть совершенно любая программа — как прикладного (автоматизация учета, карта Москвы, составление бизнес-планов), так и развлекательного (игры, и т.п.) назначения. Отметим, что в договоре на поставку программного обеспечения должен быть пункт, регламентирующий форму поставки (как правило — «на дискете» либо «на компакт-диске»); такова специфика подобных договоров.

Затем под этот договор с расчетного счета перечисляются денежные средства. Данная операция отражается в официальной бухгалтерии следующей бухгалтерской проводкой: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 51 «Расчетный счет» на сумму перечисления.

В результате у нас возникает дебиторская задолженность на счете 60 по данному контрагенту. После перечисления денег организация-«поставщик» предоставляет предприятию-«покупателю» приходную накладную, подтверждающую получение оплаченного программного обеспечения (обычно оформление документов осуществляется при получении наличных денег). Стоит ли говорить, что сумма накладной должна совпадать с суммой перечисленных денежных средств!

Приходная накладная на получение программного обеспечения отражается в официальном бухгалтерском учете с помощью следующей проводки: Дебет счета 04 «Нематериальные активы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого данные бухгалтерского учета будут свидетельствовать о том, что сделка по приобретению программного обеспечения полностью закрыта.

Однако «приобретенное» программное обеспечение будет числиться у нас в бухгалтерском учете на счете 04 «Нематериальные активы». Очевидно, что в случае налоговой проверки его нужно будет предъявить. Для такого случая можно просто иметь под рукой дискету с какой-нибудь программой. Эта программа может быть даже скачана из Интернета и быть бесплатной — ведь налоговые органы этого не знают! А если и знают, всегда можно сказать, что мы ее купили за деньги («вот, у нас все документы в порядке!») — может, поставщик этим и зарабатывает, что скачивает программы из Интернета и продает их за деньги! Самое главное — чтобы документы (договор и накладная) были оформлены правильно и в них было указано название именно той программы, которую вы будете держать на дискете (или даже на жестком диске компьютера) для предъявления в случае налоговой проверки. Об этом следует позаботиться заранее, чтобы к моменту заключения договора (и тем более — оформления накладной) вы уже знали, какую именно программу вы «приобретаете».

«Приобретенное» программное обеспечение можно также просто списать со счета 04 «Нематериальные активы», на котором оно будет числиться после проведения по бухгалтерскому учету приходной накладной — специфика любого программного обеспечения такова, что сделать это совсем несложно, причем — на законном основании.

Наиболее распространенный пример — это списание программного обеспечения по причине уничтожения его компьютерным вирусом. В данном случае достаточно будет составить соответствующий акт на списание, указав в нем причину списания и название списываемого программного продукта. Этот акт после утверждения руководством предприятия сдается в бухгалтерию. Бухгалтер на основании акта составляет следующую бухгалтерскую проводку: Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счета 04 «Нематериальные активы». На этом все — «приобретенное» программное обеспечение списано с баланса предприятия. В дальнейшем счет 94 будет закрыт либо за счет затрат предприятия, либо за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех причитающихся налогов и неналоговых платежей.

В качестве причины списания программного обеспечения можно указывать не только действия компьютерных вирусов и иных вредоносных программ, но и, например, последствия аппаратных либо программных сбоев.

Товар продан. Но в то же время — нет…

Реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет без соответствующего отражения данной операции в бухгалтерском учете (т.е. без оприходования в кассу предприятия поступивших наличных денег, без оформления соответствующих товарно-сопроводительных документов на реализованный товар, и др.) — наиболее распространенный источник возникновения неучтенных денежных средств, попросту говоря — «черного нала».

В данной книге мы не будем рассматривать, каким образом осуществляются подобные операции у субъектов хозяйствования, которые официально занимаются реализацией товаров за наличный расчет (например, торгующие на рынках предприниматели), поскольку здесь все достаточно очевидно и понятно. А вот на том, как осуществляют торговлю за «черный нал» предприятия, которые по роду своей деятельности должны реализовывать товары только за безналичный расчет, мы остановимся подробнее.

Предположим, наше предприятие реализовало определенную сумму товара за наличный расчет без оформления соответствующих документов. Что получилось в результате? С одной стороны — сумма неучтенных наличных денежных средств, которые можно использовать по своему усмотрению (выплатить сотрудникам заработную плату «в конвертах», приобрести «за наличку» бензин для машины директора, и т.д.). С другой стороны — недостача товарно-материальных ценностей на складе (ведь отпуск реализованных товаров не отражен соответствующим образом в официальном учете). При проведении внезапной инвентаризации товарно-материальных ценностей на складе (это вполне могут сделать налоговые органы) недостача будет легко обнаружена.

Значит, на сумму недостачи необходимо найти оправдательные документы. В подобных ситуациях наиболее распространенным оправдательным документом является акт на списание товарно-материальных ценностей. В качестве причины списания можно указывать, например, истечение сроков годности, потерю товарного вида, порчу грызунами, и т.д. Акт на списание утверждается руководителем предприятия, после чего бухгалтерия принимает его к исполнению.

Еще один распространенный вариант для оправдания недостачи товарно-материальных ценностей, реализованных за наличный расчет — это «отправка» их на ответственное хранение. В данном случае следует заключить с какой-либо организацией договор ответственного хранения и выписать накладную, по которой товар «сдается» на ответственное хранение (разумеется, эта накладная должна быть соответствующим образом заверена «принимающей» организацией). В таком случае при проведении внезапной инвентаризации вопросов по недостаче не возникнет; однако если налоговые органы захотят немедленно проверить наличие недостающих товарно-материальных ценностей на складе ответственного хранения, где они должны находиться согласно оформленной накладной, то может возникнуть весьма нелицеприятная ситуация, из которой трудно будет найти правдоподобный выход.

Кассовые махинации

В некоторых случаях можно превратить наличные денежные средства, официально хранящиеся в кассе предприятия, в неучтенные наличные деньги, т.е. в «черный нал». Такие операции часто используют предприятия, работающие с большими объемами официальной («белой») наличности.

Смысл подобной операции заключается в том, чтобы предоставить в бухгалтерию предприятия оправдательные документы, подтверждающие расходование наличных денежных средств, хотя реально никакого расходования не было. Варианты здесь могут быть самыми разными: «левые» командировочные документы, копии чеков из магазинов о приобретении товарно-материальных ценностей (подобные документы в современной России достать не может только ленивый), и т.д.

Один из наиболее распространенных вариантов — это оформление выплат наличных денежных средств сотрудникам, которые на предприятии не работают. Самая простая реализация данного варианта — добавление в ведомость по заработной плате вымышленных сотрудников (разумеется, на каждого из них должен быть оформлен приказ о приеме на работу, а соответствующие должности нужно внести в штатное расписание), начисление им заработной платы и получение этих денег их кассы во время выплаты заработной платы. При этом подпись несуществующего работника в ведомости подделывается; если же такой человек существует реально (например, он числится на работе только для трудового стажа), то он сам расписывается в ведомости, не получая за это денег. Главный недостаток данного варианта — это то, что с «обналиченных» сумм придется уплачивать все причитающиеся налоги. Кроме этого, если подпись в ведомости по заработной плате приходится подделывать, то это является прямым нарушением закона и может караться в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

Гораздо более приемлемый вариант, который можно использовать для «сравнительно честного» получения из кассы предприятия наличных денег и перевода их в разряд неучтенной наличности — это «левые» больничные. Как известно, каждое предприятие уплачивает взносы в Фонд социальной защиты населения, сумма которых рассчитывается как определенный процент от фонда оплаты труда на предприятии (этот процент устанавливается законодательно) за каждый месяц. Так вот: после расчета суммы взносов из нее вычитается сумма, которая была потрачена предприятием на оплату листов временной нетрудоспособности. Иначе говоря, на сумму оплаченных больничных листов уменьшается сумма обязательных взносов в Фонд социальной защиты населения.

Предположим, что у руководителя предприятия есть знакомый врач, который периодически по его просьбе выдает «левые» больничные листы. Чтобы не вызвать подозрений, эти листы все время оформляются на разных сотрудников. Однако, поскольку сотрудники на самом деле не болеют, они, как ни в чем не бывало, ходят на работу и получают заработную плату в полном объеме. В конце месяца в бухгалтерию предприятия предъявляются больничные листы, которые оплачиваются в соответствии с действующим законодательством.

Сотрудники, предъявившие больничные листы, получают эти деньги и сдают их работнику, который ведет на предприятии «черную» бухгалтерию. В дальнейшем эти деньги используются, как неучтенная наличность («черный нал»). В то же время на сумму оплаченных больничных листов у предприятия уменьшается сумма отчислений от фонда оплаты труда, которые оно должно уплачивать в Фонд социальной защиты.


Источник: http://tvoybiz.biz

 

ТАКЖЕ ПОСМОТРИТЕ

Категория: Полезные cтатьи | Добавил: yourbiz (10.09.2010)
Просмотров: 1266 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]