Эта статья посвящена вопросам составления бизнес-планов с учетом
особенностей отечественной экономики, а также общим вопросам
планирования бизнеса.
С развитием рыночной экономики и ростом влияния мировой
экономики на отечественный бизнес, конкурентная борьба на различных
рынках обостряется. Для того чтобы выжить в таких непростых условиях,
коммерсанту нужно уметь реагировать на разнообразные вызовы и
опасности, возникающие в ходе работы. Причем предпринимателю могут
грозить как внутренние проблемы, так и внешние угрозы.
Бизнес-планирование позволяет оптимизировать работу предпринимательской
структуры, проанализировать возникшие трудности и спрогнозировать
возможные риски.
Без четко структурирования и планирования бизнеса
весьма трудно добиться успеха в конкурентной борьбе. Применение
планирования своей деятельности позволяет не только прогнозировать
возможные опасности для бизнеса, но и с успехом противостоять им.
Успех в бизнесе зависит от многочисленных факторов. Важно
провести своевременный анализ текущего положения дел в компании,
определиться с целями бизнеса и составить план действий на ближайшую
перспективу. Все эти моменты находят свое отражение в бизнес-плане
предприятия или плане, направленном на реализацию конкретного проекта.
В ходе работы, необходимо проанализировать с разных сторон положение
дел в компании. Своевременное выявление слабых мест на предприятии
позволит предотвратить возможные проблемы в будущем. В ходе работы по
планированию бизнеса определяются стратегические цели и задачи, стоящие
перед коммерческой структурой. При работе над бизнес-планом особое
значение занимает анализ и расчет всех финансовых показателей,
затрагивающих разные стороны деятельности.
Как правило, все коммерсанты разрабатывали план для своего
бизнеса. Чаще всего это связано с необходимостью получения кредита для
развития бизнеса или для начала своего дела. Многие специалисты
указывают на то, что внутренние аспекты планирования бизнеса не менее
важны, чем внешние аспекты. К сожалению, часто информация из
бизнес-плана, которую можно с успехом использовать для оптимизации
внутренних процессов в бизнесе, остается на бумаге и не находит
практического воплощения. Составление бизнес-плана можно поручить
специалистам из собственной компании, в случае наличия у них
достаточной компетенции в этом вопросе.
Можно воспользоваться
специальными программами, предназначенными для разработки
бизнес-планов. Кроме того, к услугам предпринимателей многочисленные
консалтинговые фирмы, разрабатывающие бизнес-планы.
Если принято решение самостоятельно работать над документальным
оформлением планирования бизнеса, то можно использовать дополнительную
литературу и программное обеспечение. Однако не стоит полагаться на
возможности современных технологий. Стоимость лицензированного
программного обеспечения для написания бизнес-планов весьма высока и
часто может превышать стоимость услуг сторонних организаций. К тому же,
если вам необходимо составить бизнес-план один раз, то приобретение
программы может быть нецелесообразно. Не стоит забывать и о том, что
финансовое сообщество довольно консервативно и часто не воспринимает
финансовые документы и бизнес-планы, составленные с помощью
компьютерной техники. В некоторых случаях инвестор с подозрением
относится к предоставленным бизнес-планам, если они составлены
специалистами из организации, претендующей на финансирование.
Представители банков считают, что работники компании просто могут
приукрасить реальное положение дел в своей фирме. Кроме того, при
подготовке плана собственными специалистами, высока вероятность того,
что могут остаться незамеченными тонкости, которые не ускользнут от
внимания профессионалов. Особенно часто преувеличивается возможная
прибыль, а риски остаются без внимания. К тому же, силами собственных
специалистов весьма трудно провести необходимые маркетинговые
исследования.
Принято считать, что бизнес-план, составленный в
специализированной компании, будет более независимым и объективным.
Не стоит думать, что обратившись в консалтинговую фирму, можно
совсем не заниматься составлением бизнес-плана. Консалтинговые
компании, профессионально подходящие к своему делу, обязательно
привлекают заказчика бизнес-плана к работе над документом.
Представители заказчика могут сообщить представителям консалтинговой
компании особенности бизнеса. А сотрудники консалтинговой компании
обработают полученные данные. Таким образом, бизнес-план будет отражать
положение дел в реальной компании, а не представлять собой типовой
бизнес-план, который будет неинтересен инвестору. Кроме того, помните,
что чаще всего бизнес-план представляет перед финансовым учреждением
собственник предприятия. Поэтому руководитель должен быть в курсе того,
как продвигается работа над созданием бизнес-плана.
В процессе планирования, могут выясниться разные стороны
деятельности предприятия. Отрицательные стороны и негативные моменты не
стоит скрывать, так как часто именно реальность информации в
бизнес-плане может привести к успеху. Не стоит обвинять компанию,
занимающейся составлением бизнес-плана в том, что она акцентирует
внимание на недостатках проекта.
На самом деле, лучше вовремя
обнаружить недостатки и провести мероприятия по их устранению, чем
понести финансовые потери.
При разработке бизнес-плана нужно следить за тем, чтобы он
находился в рамках общей стратегии развития предприятия. Бизнес-план
должен описывать все основные финансовые показатели, как реальные, так
и запланированные. Важно помнить о том, что нужно крайне осторожно
относиться к планированию различных показателей. Вместе с тем, все
трудности и риски, препятствующие реализации предпринимательской
деятельности должны быть выявлены. Случается и так, что установленные
сложности и риски очень велики. Это приводит к необходимости
корректировать запланированные показатели и более внимательно
проанализировать положение дел на предприятии в настоящий момент.
Иногда начинающие бизнесмены, ищущие финансовую помощь у
сторонних организаций, выражают опасение, что их предпринимательскую
идею могут похитить во время написания бизнес-плана. На самом же деле,
вероятность этого весьма мала. Финансовое учреждение дорожит своей
репутацией, к тому же через банки проходит множество проектов,
содержащих различные идеи. Тем не менее, опасность утечки информации
существует на каждом этапе работы над бизнес-планом. Опасность может
исходить от собственных сотрудников, конкурентов и от других
источников. Сохранение коммерческой тайны – одна из важнейших задач,
стоящих перед предпринимателем.
Бизнес-план служит различным целям. План может быть направлен
на привлечение внешних заимствований, на вывод на рынок нового продукта
или услуги и на другие цели. В зависимости от нацеленности плана,
делаются акценты на различных разделах бизнес-плана.
В некоторых
случаях возможно составление бизнес-плана, акцентированного на
финансовых аспектах. Если бизнес-план разрабатывается для внедрения
продукта (услуги) для конечного потребителя, то повышенное внимание
уделяется разделам, содержащим маркетинговые исследования. Ряд
специалистов советуют сначала разработать сжатый вариант бизнес-плана.
Такой вариант представляет собой общую информацию о предприятии или о
задуманном проекте. Часто именно такой вариант бизнес-плана может быть
отправлен в адрес инвестора для предварительного ознакомления.
Такой
вариант не содержит конкретной информации и точных цифр. Некоторые
аналитики склоняются к тому, чтобы бизнес-план небольшого проекта или
начинающего предпринимателя содержал, фактически, только финансовый
раздел бизнеса, как наиболее интересного для внешнего инвестора.
Ситуация на рынке может изменяться. Спрогнозировать развитие
всех процессов в экономике весьма сложно и, скорее всего, невозможно.
Однако бизнес-планирование помогает не только проанализировать ситуацию
внутри организации, но предвидеть возможные опасности. Это позволяет не
только заранее быть готовым к возможным неприятностям. Качественно
разработанный бизнес-план помогает свести к минимуму возможные
финансовые потери или убытки. При необходимости, бизнесмен сможет
внести необходимые изменения в бизнес-план, с учетом изменившийся
внешней и внутренней ситуации.