Давайте будем реалистами. США – банкрот. Ни тратя больше, ни собирая меньше налогов не поможешь этой стране оплатить её счета.
Что можно и нужно сделать – это радикально упростить налоговую систему
США, систему здравоохранения, пенсионную и финансовую системы, каждая
из которых сплошная путаница. В этом заключаются хорошие новости. Это
значит, что каждая из этих систем должна быть перестроена для
выполнения своих непосредственных задач с гораздо меньшими затратами на
обслуживание, и в дальнейшем вдохнуть жизнь в экономику в целом.
В июле Международный валютный фонд опубликовал ежегодный доклад,
посвященный экономической стратегии правительства США. В нем содержатся
такие слова: «Совет директоров фонда одобряет обязательства властей по
стабилизации налоговой политики, но отмечает, что для стабилизации
соотношения долг/ВВП будет требоваться нечто большее, чем просто
корректировка бюджета».
Читая дальше Вы поймете, что МВФ фактически объявляет США банкротом.
Шестая глава ежегодного обзора утверждает, что «бюджетный дефицит
Америки, связанный с нынешней налоговой политикой правительства просто
огромен». И далее, «ликвидация бюджетного дефицита потребует ежегодной
налоговой корректировки бюджета, сопоставимой с 14% американского ВВП».
Удвойте наши налоги
Представив 14% ВВП в перспективе, получим текущие федеральные расходы
на уровне 14,9% ВВП. По мнению МВФ, для сокращения бюджетного дефицита
(в расходной части), потребуется, по приблизительной оценке,
немедленное и долгосрочное удвоение ставок федеральных налогов, а также
всех сборов с граждан и компаний.
Такой рост налогов даже позволит Соединенным Штатам после ликвидации
всех налоговых дефицитов остаться с излишком около 5% ВВП, что лучше,
чем 9%-й дефицит. Другими словами МВФ считает, что Америке требуется в
начале иметь избыток средств, чтобы в дальнейшем позволять себе те
расходы, которые будут необходимы. И чем дольше страна будет оттягивать
реализацию этих непопулярных мер, тем болезненнее они будут в
дальнейшем.
В МВФ работают сумасшедшие?
Нет. Они просто выполняют свою работу. Комитет по бюджету Конгресса США
в июне опубликовал свой долгосрочный обзор бюджета США, который
показывает, что проблема даже гораздо шире.
«Неофициальные» обязательства
Основываясь на данных Комитета по бюджету Конгресса я вычислил
бюджетный дефицит в размере $202 трлн., который в 15 раз превышает
размеры официального долга. Это гигантская разница между «официальным»
долгом и реальной чистой задолженностью неудивительна. Это то, что
называется проблемой наименований. Конгресс был все эти годы крайне
осторожным, называя большую часть обязательств «неофициальными», не
указывая их в бюджете и откладывая возврат на неопределенное время.
Например, взносы в Агентство социального страхования называются
налогами, а будущие доходы Агентства называются трансфертными
платежами. Правительство совершенно спокойно может назвать эти взносы
займами, а будущие поступления «возмещением этих займов, меньшим чем
пенсионные начисления», с начислением процентов на любую разницу между
обещанными и реальными выплатами.
Бюджетный дефицит не скрыть переименованием. Она является единственной
теоретически правильной мерой долгосрочной налоговой политики, потому
что учитывает все расходы, неважно как они называются и объединяет
долго- и краткосрочную политику.
Счет в $4 триллиона. Как может быть таким большим бюджетный дефицит?
Очень просто. Сейчас мы имеем 78 миллионов граждан, родившихся во
времена «бэби-бума». Когда все они выйдут на пенсию, то захотят забрать
накопления из службы социального страхования, из служб медицинского
страхования Medicare и Medicaid, а эта сумма, в среднем, превышает ВВП
на душу населения. Расходы на эти выплаты будут составлять до $4 трлн.
«сегодняшних» долларов ежегодно. Конечно, экономика США будет
развиваться в ближайшие 20 лет, но и она не настолько велика, чтобы
выносить год за годом такую нагрузку.
Вот что происходит, когда Вы вступаете в гигантскую финансовую
пирамиду. Она выстраивается на протяжении 60 лет. Забирает деньги у
молодых и отдает их старикам, и каждый раз сваливает ответственность на
следующее поколение.
Герберт Штейн, глава Комитета экономических советников при президенте
Никсоне, часто повторял одну и ту же фразу: «То, что не может
продолжаться – закончится». Здесь есть доля истины. Пирамида Дяди Сэма
закончится. Но закончится слишком поздно.
И закончится в очень отвратительной манере. Наиболее вероятно, что
будут сильно урезаны пенсии и другие социальные выплаты. На втором
месте – астрономический рост платежей в социальные службы, который
приведет к отсутствию у молодежи стимулов работать и сберегать. А
третий и самый простой – правительство напечатает безбрежное количество
денег и оплатит все свои счета.
Хуже, чем Греция
Вероятнее всего, мы увидим комбинацию всех трех вариантов с
драматическим ростом бедности, налогов, процентов и цен. Эта ужасная
дорога «под горку», по которой сейчас приходится идти – пока
единственное, что у нас есть. И трейдеры по облигациям могут радоваться
еще долго, пока не проснутся и не осознают, что Америка в худшем
экономическом положении, чем Греция.
Некоторые кейнсианцы скажут, что любые сегодняшние стимулирующие меры
правительства не повлияют на нашу возможность иметь дело с бюджетным
дефицитом в долгосрочном периоде.
Это неправильно, потому что существует арифметика. Бюджетный дефицит –
это кредитная карточка правительства на которую каждый год начисляются
проценты - 14% ВВП. Если в этом году не заплатить, то сумма процентов
просто добавится к основному долгу.
Экономисты, исповедующие теорию спроса скажут, что для роста экономики
и увеличения налоговых поступлений необходимо отказаться от сдерживания
расходов на 14% ВВП, и даже тратить еще больше.
Мой ответ? Давайте будем реалистами. А если нет, тогда лучше пойти и
повеситься вместе с такими же врунами-экономистами «теории
предложения». Наша страна разорена и не может позволить себе
безболезненных, всем удобных решений.
Автор – Лоуренс Котликофф, профессор экономики Бостонского
университета, член Американской академии искусств и наук, сотрудник
Национального бюро экономических исследований, член Эконометрического
общества, бывший главный экономист и Президент Комитета экономических
советников при Президенте США.