Помните
песенку у Высоцкого? «Наш Федя с детства связан был с землёю. Домой
таскал и щебень и гранит. Однажды он принёс домой такое, что папа с
мамой плакали навзрыд».
Ну
и дальше: «Привёз однажды с практики два ржавых экспонатика и
утверждал, что это — древний клад. Потом однажды в Элисте нашёл
вставные челюсти размером с самогонный аппарат».
Итак, коммерческая палеонтология, что это такое?
Это
вполне легальный вид деятельности, пока ещё очень слабо развитый в
нашей стране, по причине чего законодательно всё-таки не совсем
отрегулирован. То что привозится из-за границы (а это 80% товара) всего
лишь облагается налогом НДС и не задерживается на таможне.
В
наших законах прописано, что есть клад (сундук с золотом) и что есть
археологическая находка (глиняный горшок с окаменелой кашей) и строго
судит (строго ли?) тех, кто посягает на народное добро. Однако самого
понятия «палеонтологическая находка» в законе не существует, и что с
ней делать — неизвестно. Ну почему же, неизвестно, что с ней делать?
Продавать и по самой выгодной цене! Кому продавать? Тем, кто имеет
разнообразные дорогие хобби, а также тем, кто изо всех сил старается
быть похожим на тех, первых.
Именно
слабая развитость интереса к древним окаменелостям природного
происхождения в России делает этот вид бизнеса необычайно
привлекательным и выгодным. Почему? А потому что немногие
знатоки-фанаты (люди весьма платёжеспособные), а также те, кто
мгновенно улавливает модные тренды, отрывают палеонтологические находки
с руками. Людям только объясни, как это модно — и они тотчас же захотят
украсить свою гостиную челюстью динозавра. Что, в общем-то, уже и
происходит. Особенно после выхода фильма «Парк Юрского периода».
Как стартовать в палеонтологическом бизнесе?
Вы
находите музей, в котором есть отдел палеонтологии или отдельно стоящий
палеонтологический музей. Вы заключаете с ним договор: он получает от
государства бумажные разрешения на проведения раскопок в научных целях,
а Вы финансируете сами раскопки. (Вы когда-нибудь ездили на раскопки?
Вот-вот, это Вы и финансируете). Находки же по договорённости с музеем
Вы делите пополам, или как договоритесь. Обычно конфликта не возникает
— так как на продажу идёт то, что не представляет ценности для науки,
представляет интерес для обывателя, то, чего уж слишком много —
например, раковины ископаемых аммонитов и трилобитов. То, что
представляет интерес для науки, музейщики забирают себе, но это, к
счастью, обычно не представляет интерес для широкой публики.
То,
что вы сейчас прочитали — это мировая практика. Во всём мире подобные
раскопки финансируются не государством, а коллекционерами-любителями
или теми, кто продаёт окаменелости этим самым коллекционерам-любителям.
Бизнесменами, короче. Научная экспедиция — это объект Ваших инвестиций.
Вот такая механика бизнеса.
По каким параметрам устанавливается цена на палеонтологическую находку?
Критериев всего четыре:
возраст (чем древнее, тем, соответственно) лучше;
уникальность (этот критерий спорит с первым и иногда в споре побеждает)
размер (чем больше, тем соответственно, лучше
сохранность, иными словами, товарный вид.
Единственный
тип палеонтологических находок, который известен любому обывателю в
нашей стране — кусочки янтаря с разной живностью, попавшей туда и
погибшей там миллионы лет назад. Такой янтарь обычно привозили
отдыхающие с рижского взморья.
Однако,
ассортимент сегодняшних палеонтологических находок, разумеется, гораздо
шире, и цены доходят до нескольких тысяч долларов за артефакт. Большим
спросом пользуются, например, аммониты (гигантские беспозвоночные
моллюски), панцирные (вдумайтесь!) рыбы и прочие вымершие ископаемые.
Наценка
при продаже такого экспоната составляет от 70 до 100%. Всё, что Вы
продаёте, делится на две основных категории: 1) мелкие дешёвые сувениры
(вроде тех же кусочков янтаря) по цене не дороже 100 долларов и 2)
редкости для подлинных коллекционеров. Между этими двумя категориями
существует, изредка появляясь, некая промежуточная категория — те
товары, которые не являются ни дешёвыми, ни дорогими, ни банальными, ни
редкими. Такими палеонтологическими редкостями интересуются дизайнеры в
области интерьера и просто модники, украшающие свой дом сами. Откуда
взялась эта страсть, оформлять свой дом костями и окаменелостями? Дело
в том, что при определённом стиле жилища, в какой-то момент в нём
начинает ощущаться острая нехватка такой фенечки, подведя к которой
гостью, можно бросить небрежно: «А, это мой дедушка привёз из полярной
экспедиции».
Бизнес по
продаже окаменелостей очень мобилен — все экспонаты можно упаковать в
один специальный чемодан и при необхоимости устраивать передвижные
выставки-продажи. Однако, большая экспонатов часть продаётся на
интернет-аукционах. Для того, чтобы российская находка попала за рубеж,
Вам необходимо получить всё-таки разрешительную документацию в
Министерстве культуры. Игроки, существующие на этом рынке, говорят о
том, что получить эти документы, как раз, несложно. Гораздо сложнее у
нас почему-то ввезти в страну из-за границы подобный товар. Товар может
попасть в страну двумя путями: а) его можно оформить как культурную
ценность и так ввезти в Россию, причём бесплатно и б) его ввозят как
обычны товар, заплатив обычные таможенные платежи. Второй вариант
проще, так как встречает меньше препятствий.
Палеонтологический бизнес: Охота на Снарка
Охотятся
за ископаемыми останками в местах с определённой геологией, которые
называются «линзами». В таких местах ископаемые останки добываются
мешками, поэтому в районе такой линзы, скорее всего, уже построен
заказник — чтобы регулировать хоть как-то копателей без диплома и без
совести. Ваш путь, если Вы позиционируете себя как бизнесмен —
сотрудничество с палеонтологическим музеем на основе официальных
документов, подтверждающих легальность проводимых раскопок.
Учёные
нужны ещё и для того, чтобы знать — в какие места лучше всего
направляться и что там искать. Дело в том, что, как говорят те же
палеонтологи, на территории России скелет динозавра можно найти в
принципе везде — даже под Москвой.
Бизнес
на древностях природного происхождения в россии только набирает
обороты, но обещает сравняться с западными масштабами — и сейчас самое
время занимать своё место на этом рынке.