В Екатеринбурге работают 27 организаций, занимающихся прокатом. Около шести из них сдают в аренду строительный инструмент. «По нашим оценкам, брать в прокат строительный инструмент готовы 10-12% горожан», — рассказывает Максим Афанасьев, председатель комитета по бытовому обслуживанию населения (КОБОН) администрации г. Екатеринбурга. Основные потребители услуг пунктов проката — строительные бригады, садоводы и люди, делающие ремонт в квартире или коттедже.
В центре города спрос удовлетворен почти на 100%, отмечает г-н Афанасьев. Однако, по данным КОБОН, екатеринбуржцам не хватает небольших пунктов проката «шаговой доступности», расположенных в спальных районах.
«Основная часть моей клиентской базы — жители близлежащих домов. Ежедневно обслуживаю около десяти человек. И этого потока мне вполне хватает для нормальной работы», — подтверждает данные комитета Валерий Химченко, владелец проката «Золотые руки», расположенного на Сортировке.
Где открывать пункт проката?
Помещение под прокат совсем не обязательно искать ближе к центру города, соглашается Дмитрий Головин, владелец сети «Прокат строительных инструментов»: «К примеру, Уралмаш традиционно считается районом, в котором живут мастера-самоделкины, предпочитающие делать работу по дому своими руками. Найдите помещение в этом микрорайоне, и они станут вашими клиентами».
Подойдет даже полуподвальное помещение. Желательно лишь, чтобы выход был на улицу, а не во двор. Площадь помещения — 40 кв. м. Больше не нужно, заявляют эксперты. «Этого достаточно, чтобы разместить максимально широкий ассортимент инструмента», — поясняет Валерий Банных, владелец проката «Самодел». «На первом этапе я снял всего десять квадратов. Платил 4 тыс. руб. в месяц за аренду. И мне этого хватало», — вспоминает г-н Химченко.
На площадях будущего пункта проката необходимо разместить стеллажи для хранения инструмента (склад) и прилавок (зал для обслуживания клиентов). Общая сумма трат на мебель — около 20 тыс. руб.
Набор оргтехники — минимальный: достаточно компьютера, принтера, одного телефонного номера. Имеет смысл подключиться к Интернету, добавляет Валерий Химченко, — это один из каналов привлечения клиентов.
Какой инструмент закупить?
Приобрести инструмент — не проблема. «Открываете любой каталог строительного инструмента и закупаете все наименования», — описывает идеальную ситуацию Георгий Сергеев, директор пункта проката компании «Инструмент-сервис».
Дмитрий Головин условно разделяет ассортимент пунктов проката на несколько категорий: ударно-вращательные инструменты (гайковерт, отбойный молоток, перфоратор, дрель и др.); режущие и шлифовальные инструменты (виброшлифовальная машина, бороздодел, углошлифовальная машина, пилы и др.); сварочные, компрессорные и монтажные инструменты (газонокосилка, краскораспылитель, сварочный аппарат и др.); станки и строительные машины (виброплита, бетоносмеситель, паркетно-шлифовальная машина, тепловая пушка и др.). Весь комплект обязательно должен присутствовать на полках проката, считает г-н Головин. В целом это около 30 наименований.
Точно сказать, сколько единиц каждого вида инструмента нужно купить, владельцы пунктов проката затрудняются. Ассортимент зависит от целевой аудитории. «Если среди клиентов много дачников, летом на ура пойдут бензопилы, электротриммеры и прочий садово-огородный инструмент. Если больше строителей, спросом пользуются, скажем, отбойные молотки и болгарки, а пилы и триммеры пылятся на полках», — поясняет Валерий Химченко.
Как отмечает Дмитрий Головин, соотношение используемого клиентами и лежащего на полках инструмента должно быть в идеале 90 на 10%: «То есть, если в ассортименте имеется десять перфораторов, в любой момент времени девять из них должны быть на руках у клиентов, а еще один лежать в прокате, чтобы любой желающий мог прийти и его взять».
Спрогнозировать спрос до открытия пункта проката практически невозможно, единодушно заявляют эксперты. Потому Валерий Банных рекомендует закупить по одной единице каждого вида: «А дальше уже в процессе работы, ориентируясь на потребности клиентов, — увеличивать или уменьшать количество предлагаемого инструмента».
Так как прокату необходимо от 30 видов оборудования, можно рассчитывать на скидки. Г-н Головин говорит, что предоставить их готовы не только оптовые поставщики — дисконт в 5-10% дают и обычные розничные магазины.
Многие владельцы пунктов проката утверждают, что начинали с бытового инструмента, впоследствии расширив ассортимент профессиональным оборудованием. Стоимость того и другого различается в два-три раза. Зато профессиональное оборудование дольше служит, его можно сдавать в аренду строительным бригадам. Дмитрий Головин рекомендует инструмент марок Makita, Bosh, Dauer, Hilti, Kress и Milwaukee.
В зависимости от выбранной марки и технических характеристик стоимость комплекта оборудования для проката варьируется от 500 тыс. до 1 млн руб.
Совет от компании «Самодел»:
«Лучше, чтобы в ассортименте проката каждый вид инструмента был одной марки. Когда, скажем, какой-либо из ваших перфораторов выйдет из строя, вы сможете пустить его на запчасти на случай поломки остальных и сократите расходы на ремонт».
Каких сотрудников принять на работу?
Мастер по ремонту инструмента — ключевой работник пункта проката, заверяют Дмитрий Головин и Георгий Сергеев. Найти такого специалиста непросто. Г-н Головин: «Этот человек будет следить за работоспособностью инструмента, ремонтировать его по необходимости. Значит, он должен неплохо разбираться во всех видах подобного оборудования». Мастер — это специалист широкого профиля, возможно, бывший работник завода. Минимальная сумма его зарплаты — 10 тыс. руб. «Лучше найти настоящего мастера с золотыми руками и платить ему 20 тыс. руб., чтобы никуда не ушел», — добавляет Дмитрий Головин.
Совет от проката «Золотые руки»:
«Если приобретать оборудование у официальных продавцов крупных производителей, которые имеют сервисные центры и дают гарантию на свой товар, можно обойтись без мастера по ремонту. В случае поломки инструмент просто нужно отвезти поставщику — по гарантии его отремонтируют бесплатно. Гарантийный срок, как правило, около года. За это время инструмент обычно изнашивается и списывается (его просто выбрасывают или продают на запчасти)».
В пункте проката необходим специалист по выдаче-приему инструмента. Его зарплата, по оценкам г-на Головина, около 10 тыс. руб. Этот сотрудник будет заключать договор аренды с каждым клиентом и принимать деньги. Впрочем, на первых этапах выдачей и приемом инструмента может заниматься мастер или даже сам владелец проката, считает Георгий Сергеев.
В штат нужно принять бухгалтера и юриста — для решения споров, связанных с невозвратом инструмента, продолжает Дмитрий Головин: «Невозвраты — главная проблема всех прокатов. Человек берет инструмент, после чего исчезает. Если таких не искать и не обязывать их восполнить расходы пункта проката по закупке нового перфоратора или даже тепловой пушки, число недобросовестных клиентов будет расти в геометрической прогрессии, а компания быстро схлопнется».
Другие эксперты сомневаются в глобальности проблемы невозвратов и необходимости тратиться на услуги профессионального юриста. Г-н Сергеев: «Невозвраты составляют максимум 2% от общего числа подписанных договоров аренды. И в большинстве случаев судиться с такими арендаторами оказывается нецелесообразно. Если пенсионер взял в прокат, скажем, тепловую пушку, сломал, потерял или просто не вернул, я потрачу массу времени, сил и денег, чтобы через суд обязать его компенсировать потери. Даже если я его найду и выиграю дело, суд обяжет пенсионера отчислять мне деньги с каждой пенсии. Суммы выплат будут мизерными».
Без бухгалтера тоже можно обойтись, считает Валерий Химченко: «Обычно прокаты зарегистрированы как ИП. Бухгалтерия не такая сложная, чтобы привлекать специалиста. Я, например, самостоятельно справляюсь с этими задачами».
Как заявить о себе?
Масштабная рекламная кампания только что открывшемуся пункту проката не нужна, считают эксперты. Они советуют использовать относительно простые и дешевые способы продвижения. Идеальная площадка для рекламы проката — специализированные печатные СМИ, утверждает Георгий Сергеев: «Небольшого объявления в «Ва-банкъ Ремонт» или «Ремонт BLIZKO» будет достаточно для того, чтобы о вас узнали».
Информацию о компании можно разместить в Интернете, добавляет Дмитрий Головин. По его мнению, тратить деньги на создание собственного сайта нецелесообразно — достаточно разместить реквизиты проката в городских интернет-справочниках (e1.ru, uralfirm.ru, BLIZKO.ru).
Среднюю сумму ежемесячных трат на рекламу владельцы пунктов проката оценивают в 5-6 тыс. руб.
Совет от проката «Золотые руки»:
«Можно оповестить жителей микрорайона об открытии проката, разместив объявление на квитанциях за электроэнергию. Эта услуга стоит около 70 коп. за один квиток. Я рекламировал свой прокат именно так. Квитанции с моим объявлением попали в почтовые ящики всех жителей окрестных домов за 5,6 тыс. руб.».
Когда окупятся вложения?
Обычно прокаты сдают инструмент в аренду на условиях посуточной оплаты. По оценкам Валерия Банных, стандартная цена проката одной единицы инструмента на этот срок равняется 8-10% ее рыночной стоимости. Как правило, клиенты берут одну-две единицы инструмента на одни сутки. Но юридические лица (в основном строительные бригады) могут арендовать до десятка единиц инструмента на длительные сроки (неделя и более). Соотношение юридических и физических лиц в своей клиентской базе Дмитрий Головин определяет как 50 на 50. В пункте проката «Золотые руки», по словам Валерия Химченко, 80% — частники, 20% — юрлица.
Пункты проката не берут залогов. Обязательное условие для арендаторов — иметь при себе паспорт. Документ ксерокопируют или просто записывают данные, чтобы в случае невозврата проще было найти недобросовестного клиента.
В среднем одна единица инструмента окупает себя и начинает приносить прибыль за полгода. «Но это не абсолютное правило для всех наименований оборудования, — поясняет г-н Химченко. — Есть «золушки» — инструменты, которые пользуются сумасшедшим спросом и окупают себя через месяц-два. А есть позиции, которые могут лежать на полке достаточно долго. У меня монтажный пистолет никто не брал полгода. А потом, наоборот, посыпались звонки от множества желающих».
Открываться лучше летом. По оценкам владельцев прокатов и КОБОН, пик спроса на аренду инструмента — с мая по октябрь. В эти месяцы новый пункт может рассчитывать на пять-семь клиентов в день. Ближе к декабрю спрос традиционно снижается — до двух-трех арендаторов ежедневно. Средний чек — 500-600 руб.
Через год-полтора число заключенных за один день договоров аренды в летний период может достигнуть 10-15, а их средняя сумма — 1 тыс. руб.
По словам Дмитрия Головина, обычно вернуть инвестиции в пункт проката удается за два года. Но если владелец сумеет предугадать спрос и закупит ходовой инструмент, он может рассчитывать, что окупит вложения уже через год, полагает Валерий Химченко.
bonus
Направления для дальнейшего развития
Многие пункты проката строительного инструмента занимаются продажей расходных материалов к нему (буры, шлифовальные ленты, дюбели и т. п.), избавляя клиента от необходимости идти в магазин. Есть и те, что начинают торговать самим оборудованием. Валерий Химченко: «Когда я занялся прокатом, сразу заметил, что некоторые клиенты, воспользовавшиеся нашей услугой, просят продать им понравившийся инструмент. Спустя полгода работы я снял помещение побольше, закупил дополнительную партию оборудования и открыл на арендованных площадях, помимо проката, розничный магазин электроинструмента». Так как связи с поставщиками оборудования у проката уже налажены и наработана клиентская база, вложения в создание нового направления минимальны.
детали
На чужих ошибках
Валерий Банных
владелец проката «Самодел»:
«Помимо невозвратов, серьезная проблема пунктов проката инструмента — поломки. Конечно, оборудование просто изнашивается. Но часто клиенты его ломают, так как не знакомы с техникой обращения, а иногда и вообще не знают сферу эксплуатации инструмента. Однажды ко мне пришел недовольный клиент со сломанным сверлом. Он негодовал, требуя вернуть ему потраченные деньги, так как никакого результата от проката не получил. Я спросил: «А что вы сверлили?» Выяснилось — металл. А сверло предназначалось для работ с бетоном и вышло из строя, так и не сделав ни одного отверстия. Теперь, перед тем как отдать инструмент на руки, я задаю клиенту целый ряд вопросов, выясняю, как и в каких условиях он собирается эксплуатировать оборудование. В случае необходимости провожу краткий инструктаж».
Валерий Химченко
владелец проката «Золотые руки»:
«Примеры, когда клиент берет инструмент и пропадает вместе с ним навсегда, вам расскажет любой руководитель пункта проката. Так как прокаты залог не берут, невозвраты оборачиваются серьезными денежными потерями. С недобросовестными клиентами можно воевать: месяцами их искать, потом годами судиться. За время работы я понял, что проблему невозвратов можно решать и профилактическими мерами. Я, к примеру, установил жесткие правила. Одно из них — не сдавать инструмент в аренду иногородним. Большинство моих клиентов — жители близлежащих кварталов. Я многих знаю лично, так что стараюсь не выдавать инструмент безработным и лицам с сомнительной репутацией».
итоги
Цена входного билета
Расчет для пункта проката, арендующего помещение в 20 кв. м в спальном районе. В штате специалистов — два человека (мастер по ремонту и сотрудник, занимающийся выдачей и приемом инструмента). Прокат открыт в конце весны, ежедневно его посещают шесть человек. Каждый клиент тратит в среднем 500 руб.
Автор: Дмитрий Шлыков. dk@apress.ru
Источник: Деловой портал 30 (602) от 20 августа 2007