«Перевозки
бытовых отходов» — это деятельность, которая у нас в стране
лицензируется. Официальный платёж, который платится в Ростехнадзоре —
на сегодняшний день составляет около 200 тысяч рублей. Но есть ещё и
«неофициальные платежи»... Так вот, они, по словам игроков, обойдутся в
сумму около миллиона!
Войти
в этот бизнес всегда и везде было непросто. В Европе этим традиционно
занимается сплочённая мафия, в нашей стране — ЖКХ. Считается, что
«директор свалки», как и директор кладбища — это обладатель некоей
золотой жилы. Однако, давайте отставим в сторону мифы и попробуем
трезво взглянуть на рынок.
Особых
познаний в каких-либо областях от предпринимателей, решивших заняться
мусором, вовсе не требуется. Это и привлекает к бизнесу многих людей,
решивших стать на стезю предпринимательства.
Игроки
рынка рассказывают: многие бизнесмены только говорят, что занимаются
мусором. На деле же деньги им приносит продажа оборудования для сбора
отходов — до 70% дохода «мусоросборочной» фирмы.
За
последние несколько лет ситуация с бизнесом на сборе мусора ещё и
осложнилась. Перевозчиками мусора рынок теперь буквально кишит. В одной
только Москве зарегистрировано около 500 легальных компаний.
«А
много или мало это на такую большую и постоянно мусорящую Москву?» —
спросит читатель. Приведём пример: в европейских столицах, например, в
Париже, с вывозом мусора справляются всего 5-10 игроков! Разгадка же
проста: в столице нашей Родины «фирмой» считается ИП, возящий мусор на
одном-двух грузовичках.
Обилие
мелких игроков объясняется небольшими вложениями на старте. Новенький
отечественный мусоровоз стоит один миллион рублей, подержанный — ровно
половину (500 тысяч). Основные же хлопоты на старте связаны с поиском
клиентов.
Кто и у кого забирает мусор...
Самый
крупный сегмент рынка — забор мусора у населения. Главный интерес
сотрудничества с жилыми домами — большие объёмы. Хотя тарифная ставка
здесь всегда ниже, чем у «коммерческого» мусора, зато объёмы его
таковы, что позволяют заработать или хотя бы выходить «в ноль».
Здесь-то и обосновались крупные игроки — «мусорные короли». 25%
компаний в этом сегменте работают под патронатом государства.
Непонятно,
что держит людей на этой работе. Ведь все игроки только и делают, что
привычно жалуются. Все они (по их же словам) еле-еле выходят в ноль —
из-за низкой маржи. Проблема в том, что в России (а в Москве особенно)
искусственно занижены тарифы на вывоз мусора. Можно сказать, что вывоз
мусора россиянам обходится практически бесплатно!
«За
антенну, которая стоит на крыше дома и не требует ни горючего, ни
запчастей, жильцы платят только чуть-чуть меньше, чем за вывоз отходов»
— говорят игроки.
Госкомпаниям
по вывозу мусора на это наплевать: технику им закупает город. Ну а
частники? Частники же должны всё приобретать сами. Рентабельность в
этом деле должна быть никак не меньше 15%. Тогда появится возможность
развития бизнеса. А игроки-частники имеют в луччшем случае в лучшем
случае 3–5% рентабельности.
Другая
проблема, не дающая развиваться частникам, это то, что контракты с
префектурами муниципальных округов и управляющими компаниями (по
установке сверху) заключаются не больше, чем на 11 месяцев. А чтобы
привлечь инвестиции, нужно показать и доказать, что ты пришёл всерьёз и
надолго. Этого частник показать никак не может. В бизнесе, по словам
игроков, творится чехарда, «текучка кадров». «Иностранцы не хотят
вкладываться в наши проекты, зная, что через год мы можем остаться без
работы» — сетуют игроки.
Гримасы каменного века...
Если
частник всё же решил возить мусор из жилого фонда, то его ждёт ещё одна
неприятная неожиданность — его обязательно перенагрузят забесплатно. Он
будет «за так» вывозить мусора в два раза больше, чем это оговорено в
контракте, и ничего не сможет доказать!
Работа
с жилым фондом идёт по принципу: «три пишем — пять в уме». В бумагах
написано, что Вам предстоит опорожнить 10 жбанов? Готовтесь к тому, что
жбанов и околожбанных куч наберётся на все 15!
У
нас в стране нет механизмов расчёта реального количества мусора,
производимого жителями. Во-первых, квартирах реально проживает больше
народа, чем прописано. А во-вторых, мусор на площадки жилого фонда
подкидывают магазины и офисы, занимающие первые этажи жилых домов.
Юрлица заключают фиктивные договора с дутыми компаниями о том, что им
честь по чести вывозят мусор. А назавтра их коммерческий мусор валяется
как подкидыш на помойке, предназначенной совсем не для них, а для
физических лиц — их соседей-обывателей. Конечно, фирмам, которые и так
еле выживают, неохота платить за вывоз мусора по коммерческим ставкам.
Но возить их мусор будете на общественных началах — Вы.
И
тем не менее, несмотря на все эти проблемы, за право вывозить мусор из
жилого фонда, конкуренты перегрызают друг другу глотки. А разгадка
одна: «бюджетники» являются сейчас одними из немногих заказчиков, у
которых есть хоть какие-то живые деньги!
Мусорный бизнес: Работа на коммерческом рынке
Небольшие
перевозчики, у которых нет амбиций по поводу борьбы за свалки возле
жилых домов, возят строительный мусор, промышленные отходы, отходы
магазинов, ремонтируемых квартир, дач. Рентабельность у лучших игроков
— 15–17%. Но и здесь предпринимателей ждут проблемы...
Мусор
нужно привезти на «большую» свалку. За это нужно заплатить, купив как в
театр — входной билет или — талон. Стоимость «талонов» на полигонах,
этих самых «профессиональных» свалках, где мусор закапывается в землю с
применением изолирующих технологий, с 2005 года повысилась в десять
раз! Если раньше за камаз отходов (10 тонн) платили 600 рублей, то
теперь платят 6 тысяч!
В
условиях высокой конкуренции поднимать цены на вывоз мусора вслед за
полигонами-монополистами почти нереально. Да ещё и спрос на услуги
мусорщиков упал — приостановилось строительство, ремонты квартир, новые
магазины и офисы не спешат тратиться на цивилизованный вывоз мусора.
Мало
того, цены на вывоз мусора даже снижаются, кое-где на 10%. И по мнению
игроков рынка, это всё же лучше, чем остаться совсем без клиентов.
Бизнес на вывозе мусора: Цены на услуги
Цены на вывоз мусора зависят от расстояния, которое необходимо проехать на «Камазе» до клиента.
Цены начинаются от 4 000 рублей за 8 кубометров мусора
Альтернатива полигонам
Вообще-то
мусор принимают не только полигоны-свалки. Есть и мусоросжигательные
заводы и другие цивилизованные способы избавиться от отходов. Но, к
сожалению, у нас альтернативы полигонам нет. Переработка мусора на
вторсырьё — это пока только мечта. Вдумайтесь в цифру: 90% московского
мусора вывозится только на полигоны!
Отдельная история — состояние самих полигонов и близлежащей инфраструктуры...
Автомобили-мусоровозы
срывают на дорогах, ведущих к полигонам, и на самих полигонах навесные
агрегаты, переворачиваются! Многие просто не могут выбраться. Наши
мусорные полигоны — это какая-то аномальная зона.
То,
что навести порядок со свалками необходимо, понимают все. Но пока это
только разговоры в пользу бедных. Однако разговоры о том, что
правительство собирается закрывать ближайшие свалки одним декретом —
пугает, а не радует. Особенно сильно это пугает
предпринимателей-частников, вывозящих мусор. Ведь закрытие близлежащих
свалок приведёт только к тому,что у них увеличатся транспортные
расходы.
Все ждут, когда
Москва и Московская область приступят к строительству обещанных восьми
комплексов по сортировке и компактированию ТБО. Эти предприятия,
нацеленные на рассортировку и утилизацию стекла, картона, пластика и
металла, должны создать новые цепочки и возможности для бизнеса. А пока
бизнес по вывозу и переработке мусора остаётся средневековым копанием в
навозной куче с большой лопатой в руках.
Сортировка вручную: проблемы и перспективы
Находятся
такие сумасшедшие, которые пробуют «на коленке», кустарным способом
справиться с этой высокотехнологичной задачей — сортировать
неотсортированный мусор прямо на свалке. Так, например, хозяин
предприятия «Центр экологических инициатив», Владимир Кузнецов, аж 15
лет назад придумал ноу-хау по частичной сортировке отходов. Секреты
своего ноу-хау предприниматель не раскрывает. Какие выгоды им при этом
движут — тоже. Ведь работать по придуманной схеме в два раза менее
выгодно (!), чем просто доставлять мусор до свалки — признаётся сам
бизнесмен. Полагаю, что к бизнесу всё-таки данная информация не имеет
ни малейшего отношения, и поэтому оставим эту тему...
Когда
в России будет введён раздельный сбор мусора и на чистеньких придомовых
контейнерных площадках выстроится ряд разноцветных пластиковых боксов,
а перерабатываться будет не 10%, как сейчас, а 80–90% отходов (как на
Западе), то картина рынка полностью изменится. Ну а сейчас пока мы
имеем то, что имеем — попытки выкрутиться «как-нибудь», при полном
отсутствии законодательного регулирования, с нанесением неимоверного
ущерба окружающей среде.