Составляя бизнес-план, начинающий предприниматель рано или поздно
сталкивается с массой литературы, посвященной этому вопросу.
Большинство такой литературы – это переводы зарубежных авторов,
совершенно не учитывающие российскую реальность. Не особо
утруждая себя, авторы данных пособий предлагают готовые бизнес-планы по
различным видам деятельности, предлагая заменить Лондон на Москву, или
Питсбург на Хабаровск. Заменили? Можете начинать бизнес!
Как бы не так! Не учитывая российскую реальность, можно столкнуться с
большими проблемами. Ведь недаром говорится – что русскому хорошо, то
немцу смерть. Это утверждение работает и в обратном направлении.
Таким образом, западные методики разработки бизнес-планов не могут
применяться один к одному для российских условий ввиду существенно иной
бизнес-среды. Это вызывает необходимость дополнять западные типовые
структуры бизнес-планов, по крайней мере, тремя важными разделами, в
которых авторы должны показать:
1. Понимание проблемы качества и возможность ее решения;
2. Способность обеспечить приемлемую конкурентоспособность;
3. Ясное видение перспектив развития бизнеса.
Как же должен выглядеть подробный бизнес-план, адаптированный к
российским условиям? Какие разделы должен включать?
Я приведу Вам примерную структура российского бизнес-плана.
1. Цели деятельности
2. Краткое описание бизнеса
3. Анализ рынка
4. Продукция (услуги)
5. Организация производства
6. Инвестиционный климат и риски
7. Достижение необходимого качества
8. Обеспечение конкурентоспособности
9. Реализация продукции
10. Управление и кадры
11. Финансирование
12. Эффективность бизнеса и возможные перспективы
13. Приложения
Структура российского бизнес-плана отличается от типичной западной за
счет включения разделов 7 и 12 и изменения содержания раздела 8 (в него
добавляется углубленное рассмотрение возможностей управления
себестоимостью продукции). Важно то, что предлагаемая структура не
противоречит западным требованиям к бизнес-планам, поскольку в ней есть
все основные принятые в западной практике элементы, и в то же время она
дополнена и адаптирована к условиям более тяжелой российской
бизнес-среды.