До настоящего момента законодательно не закреплены четкие требования к
составлению бизнес-плана. Это приводит к тому, что часто данный
документ составляется на усмотрение конкретного заказчика. Отличаются
целые разделы и структура документа. Особенно это касается тех случаев,
когда бизнес-план составляется предприятиями и организациями,
занимающимися разным видом бизнеса. В случае если компании занимаются
схожим видом деятельности, однако масштаб бизнеса разный, то
бизнес-план должен иметь одинаковую структуру, отличаясь степенью
детализации и размерами изложенной информации. При составлении
бизнес-плана обычно превалирует та или иная цель. Чаще всего,
бизнес-планирование применяется для привлечения внешнего
инвестирования, для оценки того или иного коммерческого проекта, а
также с целью планирования своей деятельности.
Стандартный бизнес-план включает в себя несколько обязательных разделов:
Титульная страница
В этом разделе отображаются данные предприятия, которые должны
включать в себя наименование компании, ее фактический и юридический
адрес. При наличии Интернета и собственного сайта, в этом разделе
указывается его адрес и наименование, а также электронная почта. На
титульной странице сообщается информация о владельцах предприятия. На
титульную страницу выводится краткое изложение информации о проекте, а
также реквизиты непосредственных авторов бизнес-плана и дата его
составления.
Резюме
Раздел посвящен изложению основных параметров нового проекта. В
резюме кратко излагается информация, необходимая, прежде всего, для
инвесторов. После прочтения данного раздела инвесторы должны получить
ясное и четкое понимание того, какие перспективы имеет планируемый
бизнес. Не рекомендуется использовать в данном разделе бизнес-плана
сложные технические термины и специальную терминологию. Не лишне
напомнить и о том, что особенно важно сделать этот раздел доступным для
восприятия. Как правило, именно после прочтения резюме может быть
принято определенное решение, касающееся финансирования проекта.
Описательная часть
В данной части бизнес-плана излагается информация, которая наиболее
полно описывает фирму, являющуюся инициатором составления плана. Раздел
начинается с изложения полных реквизитов предпринимательской структуры,
ее собственниках или учредителях. Описывается конкретные задачи и цели
организации, успехи в бизнесе, которые были достигнуты ранее.
Допускается перечисление основных видов деятельности или видов
промышленного производства и ряд других данных, раскрывающих компанию.
Раздел о новой услуге (товаре)
Данная часть бизнес-плана должна включать анализ нового товара или
новой услуги. Прописываются основные характеристики новинки, ее отличия
и преимущества над уже существующими товарами или услугами.
Определяется круг потенциальных потребителей. В этом разделе дается
информация о наличии лицензий и патентов, необходимых для начала
производства или оказания услуги.
Маркетинговый анализ конкурентов
Раздел предполагает размещение информации обо всех проведенных
маркетинговых исследованиях нового предложения. Приводятся данные о
существующих на рынке товарах или услугах, выявляются их слабые и
сильные стороны. Делается анализ сбытовой политики основных игроков на
рынке, а также анализ их маркетингового поведения. Данный раздел очень
важен при составлении бизнес-плана. Ряд специалистов дают рекомендации
начинать работу над планом именно с этого раздела. Так как именно после
проведения маркетинговых исследований можно сделать определенный вывод
о реальности достижения успеха нового продукта.
Собственная маркетинговая политика
В данном разделе необходимо изложить собственную политику по
развитию, продвижению и сбыту нового изделия или услуги. Будет уместно
в данном разделе описать нишу на рынке, которая должна быть занята
новым продуктом. Особое внимание уделяется конкретным мероприятиям,
направленным начало продаж продукта. В этом же разделе описывается
предполагаемая ценовая политика, а также рекламная и маркетинговая
стратегия. Данный раздел требует особой тщательности и детализации при
составлении.
Производство
Раздел, который необходим только при наличии собственных
производственных мощностей. Тут описываются технологические особенности
производства, дается описание производственного цикла. Кратко
характеризуется само производство: его проектная и реальная мощность,
схематически излагается особенности работы производства и ряд других
моментов. В случае, если бизнес-план составляется для нового
производства, то в таком случае дается описание закупленного и
установленного оборудования. При планировании строительных работ в этом
разделе приводятся данные, касающиеся этих работ (сметы затрат и т.п.).
В производственном разделе также описывается материалы и сырье, которые
потребуются при производстве нового изделия. Данный раздел предполагает
внесение информации о складских помещениях, а также о контрагентах и
поставщиках сырья или материалов, необходимых в процессе производства.
Кадровый раздел
Подробная информация о персонале предприятия. Описывается штатная и
организационная структуры, основные должностные обязанности членов
коллектива. Этот раздел предусматривает описание ситуации с кадрами на
предприятии и организации, информируется о необходимости привлечения
новых кадров. Дается материал по расходам, связанным с фондом оплаты
труда и другими социальными затратами. Приводятся данные об уровне
квалификации кадров, а также о планируемых мероприятиях по их
переподготовке.
Организационный раздел
Излагается схематичная структура предприятия. Приводятся данные о
подразделениях, а также квалификационные требования к сотрудникам
различных подразделений. Кратко излагаются вопросы социального
обеспечения и стимулирования, работающих на предприятии или в
организации. В случае, если бизнес-план предполагает реорганизацию или
создается для новой организации, то в данном разделе отражается
информация о владельцах акций предприятий. Приводятся данные о
принципах управления и о процессе принятия управленческих решений.
Финансовый план
Как следует из названия, этот раздел предназначен для определения
размеров необходимого финансирования. Указывается, размеры собственного
инвестирования и размеры необходимых для привлечения заемных средств.
Детально расписываются все затраты, связанные с реализацией проекта и
приводятся данные по предполагаемой прибыли. Этот раздел должен
обеспечивать возможность увидеть всю цепочку движения финансов.
Риски
Описываются все существующие и предполагаемые риски. Кроме того,
определяются методы и преодоления возможных рискованных ситуаций. В
случае, если имеются договора о страховании, направленные на уменьшение
рисков, сведения о них приводятся в этом разделе.
Приложения
В данном разделе бизнес-плана находятся
сопутствующие материалы, необходимые при рассмотрении бизнес-плана
(графики, схемы, копии документов, данные маркетинговых исследований).