Книжками торговать — это не селёдку в газету заворачивать!
Поэтому
если Вы, начинающий мелкий предприниматель, раздумываете, каким бы
красивым бизнесом заняться, смело рекомендуем Вам книготорговлю.
Не
верьте модным пессимистам, которые уже сто лет торопятся похоронить и
закопать традиционную книгу, обзывая её «бумажным носителем». Книги
читали, читают и будут читать. Особенно в России. Особенно в
электричках и в метро.
Другой
вопрос: что читают? Но Вам-то что за дело, что читают? Вы же не
педагоги и не медиаперсоны с телеканала Культура: вот что читают, тем
Вы и будете торговать! Хотя... Бизнес получается только тогда, когда
испытываешь любовь к тому, что навязываешь людям в качестве товара.
Но обратимся же к специфике этого уважаемого рыночного сегмента.
На открытие одного среднего книжного магазина требуется около полутора миллионов рублей. Окупается такой проект по статистике от рыночных экспертов через один год.
Свой книжный магазин: Регистрация
Регистрация
для книжного магазина — это стандартное ООО. Стоит эта процедура: от 3
до 4 тысяч рублей. Обычные формальности (санэпиднадзор и пожарная
инспекция) выльются, по подсчетам игроков книжной розницы, в 200—400
долларов единовременно на каждое торговое помещение (это если у Вас не
одна торговая точка, а сеть).
Свой книжный магазин: Налогообложение
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) платят магазины, чья торговая площадь не превышает 150 квадратных метров..
Свой книжный магазин: Расходы на помещение
На
не капитальный ремонт и вывеску для магазина уходит в среднем около 200
тысяч рублей. Вывеска стоит довольно дорого, а ещё дороже обходятся все
полагающиеся для её установки согласования и экспертизы.
За половину этой суммы (100 тыс. рублей) можно приобрести и смонтировать книжные стеллажи и прочую мебель.
Свой книжный магазин: Товар
Для
того,чтобы продавать книги, нужно напрямую договариваться с
издательствами. Обычно издательства не ждут оплаты за товар на месте, а
соглашаются получать свои деньги после его продажи. На заполнение
магазина книгами числом в 10 тысяч книг уйдет около 1 млн рублей. Для
этого сегмента рынка обычна торговая наценка в 50–60%.
Свой книжный магазин: Требования к персоналу
Для работы книжного магазина в формате именно магазина, а не лавки, Вам потребуется целый штат сотрудников:
1) Продавец–кассир (средняя зарплата 12 тыс. рублей в месяц),
2) продавец–консультант, посменно (2-3 человека) (12 тыс. рублей),
3) бухгалтер (15 тыс. рублей),
4) товаровед (15 тыс. рублей).
Директор, а также менеджер по рекламе в небольших книжных магазинах — это обычно сам хозяин бизнеса.
Свой книжный магазин: Реклама
Лучшая
реклама книжного магазина — это его вывеска на пешеходной улице, а
также раздача листовок около самого магазина. Важно, чтобы в дни акции
по раздаче листовок, каждая такая «бумажка» обещала её предъявителю
минимум десятипроцентную скидку на приобретаемый товар.
Свой книжный магазин: IT
Первый шаг — складская программа.
Программа
«Торговля и склад»\«1C», по цене 300 долларов, вполне сгодится. Однако
некоторые игроки отмечают её несовершенство в том, что касается
тонкостей именно книжной торговли.
Второй шаг— регистратор продаж.
Любая
компания, продающая кассовые аппараты, продаст Вам POS-терминал,
мощностей которого хватит на стандартный небольшой книжный магазин.
Стоит этот аппарат около 2 тысяч долларов.
Третий шаг — программа для бэкофиса.
Такая
программа позволяет проводить анализ закупок, продвижения товара и т.п.
Проблема только в том, что её ... нет. У нас её не продают. У нас её на
базе MS Access пишут умельцы-программисты по просьбе трудящихся
бизнесменов. Но это стоит очень дорого, а там, как договоритесь.
Лавочка, магазин или сеть?
Как это ни странно, но опыт книготорговли показывает: самый невыгодный формат торговли — это книжный магазин. То, к чему мы как раз так привыкли за годы советской власти.
Книжный
магазин как формат — вымирает. Монстры типа книжного магазина «Москва»
- это не показатель. «Москва» — это скорее памятник и
достопримечательность. Никому с ним не тягаться! Будущее же либо за
книжными лавками, либо за сетевыми магазинами, имеющими свой яркий
узнаваемый бренд, логотип, девиз и политику.
Формат лавки
В
чём специфика лавки? Лавка — это продукт для гурманов. Это клуб по
интересам, где продавец хорошо знаком со своим покупателем и его
вкусами и имеет его домашний номер телефона. Книжная лавка должна иметь
узкую специфику торговли книгами. Как правило, — это совмещение формата
дорогой букинистики с продукцией московских, питерских,
екатеринбугрских и новосибирских издательств, специализирующихся на
интеллектуальном продукте, выпускаемом микроскопическими тиражами.
Таких издательств, как, например: Алетейя, О.Г.И., Аграф, Ad Marginem,
Издательство Уральского университета, БСГ-пресс, Митин Журнал и т.п.
Как
правило, такие лавки процветают в столицах, а также в университетских
городах. Часто такие лавки и работают-то как «платные университетские
библиотеки», попросту продавая ту литературу, без которой не обойтись
при ведении научной работы, написании диплома или диссертации; они
торгуют книгами, за которыми в случае отсутствия в городе такой лавки
нужно ехать самому в Москву, а хуже того — в Новосибирск, куда не
каждому бедному доценту, живущему в РФ «по пути».
Договоры
о пополнении библиотечных фондов, заключаемые такими лавками с
вузовскими библиотеками — не очень высокий, но очень стабильный доход.
(В трудные периоды только за счёт этого и выживают!)
Формат крупной книжной сети
Невысока
рентабельность у любого книжного магазина. Деньги делаются только на
обороте, наценка хоть и велика, но погоды не делает. Да и
оборачиваемость — низкая, книги не покупаются даже читающими людьми
каждый день или даже раз в месяц.
Однако,
в чём же преимущество сети перед крупным книжным магазином? Дело в том,
что открытие десяти точек (вместо одной) выглядит страшно только на
первый взгляд, и на взгляд человека, незнакомого со спецификой этого
бизнеса. Ваши точки —отнюдь не «лишние рты», отнюдь не нахлебники.
Наоборот, они Ваши кормильцы. Сделав склад и головной офис, где идёт
самая сложная, высокотехнологичная и высокооплачиваемая работа, Вы
вложитесь всего один раз. Открытие остальных магазинов уже не повлечёт
за собой такого напряжения умственной деятельности и таких трат.
Единственные затраты в новых магазинчиках книжной сети — это зарплата продавцам и содержание торговых площадей. Всё!
Философия
предпринимательства, опирающегося на сеть, похожа на философию
многодетного семейства. Это одного ребёнка воспитывать сложно, хлопотно
и дорого! А когда ребят у Вас — десять, то они сами друг друга
воспитывают и ещё помогают родителям в их работе.
Ну
а прежде, чем открывать свой книжный магазин, поработайте в книжных
магазинах нескольких разных форматов. Именно так многие сегодняшние
зубры розничной книготорговли открывали свой путь в этом престижном,
хоть и не сверхдоходном бизнесе.
Источник
|